Профессорский клуб. Философия и сегодня нужна мыслящим | ||
Беседовал Станислав Тихонов
| ||
Александр Андреевич Кузьмин родился в Великих Луках. В 1979 г. поступил в ЛГУ на философский факультет. По окончании - преподаватель философии в Актюбинском мединституте. Окончил аспирантуру при философском факультете МГУ. Защитил кандидатскую диссертацию "Рефлексия как форма теоретического познания". Работал ассистентом и преподавателем философии в Великолукском сельхозинституте и сельхозакадемии. С 1995 года работает в НовГУ. В 1999 году защитил докторскую диссертацию в МГУ "Рефлексивная рациональность в познании и бытии человека". В 2006 году избран деканом философского факультета НовГУ. Опубликованы две монографии и около 50 научных трудов; участник многих конференций и конгрессов, в том числе международных; член международного феноменологического общества, США; три статьи на английском языке в "Analecta Husserliana". | ||
О научных интересах Они связаны с универсальными философскими категориями: "рефлексия", "сознание" и "рациональность". Непосредственно мои научные интересы были связаны с таким философским направлением, как феноменология. Родоначальник этого направления Гуссерль, чье творчество оказало влияние на деятельность и философские открытия учеников, в первую очередь Хайдеггера, который повлиял на творчество Гадамера. Соответственно, мои научные интересы расширились: кроме феноменологии я стал изучать фундаментальную онтологию и герменевтику. О феноменологии Если до Гуссерля философия пыталась построить какую-то теоретическую конструкцию, посредством которой определялась та или иная сущность, то Гуссерль поставил задачу разработать механизм, чтобы эту сущность можно было не только теоретически конструировать, но и наглядно узреть. Непосредственное созерцание этих сущностей и предполагает феноменология. В самом термине заключен смысл направления - учение о феноменах, то есть они должны быть не просто теоретически описаны, но мы их должны созерцать. А что это за феномены? Всё, что угодно, любое явление может подвергаться интеллектуальному созерцанию. Вот основное содержание феноменологии. Применять ее можно в любой научной дисциплине, потому что это не только философское направление, но и методология, которую можно использовать в разных сферах гуманитарного знания. О роли философии в современном мире Отмечу в первую очередь негативную роль философского знания в современном мире. Связано это с тем, что философия перестала заниматься предвосхищением ситуации, негативных тенденций и направлений развития и культуры, и современного социума в целом. Во временных рамках сложно сказать - перестала или не способна предвосхищать? В связи с этим философия должна ответить на вопрос, что она сама собой представляет? Появляется метафилософия, которая занимается осмыслением не каких-то разделов и сфер бытия, а осмыслением самой себя. Это важное направление развития современной философии, и если оно будет успешно развиваться, то мы получим ответ - являются ли эти задержки в осмыслении современных проблем и перспектив развития культуры временными или это окончательный приговор для философии? Мы знаем, в принципе, в чем проблемы современной философии, мы знаем направление, в каком они могли бы получить своё разрешение, но мы не имеем конкретных наработок, которые можно было бы сейчас предъявить обществу и сказать, что мы выходим из кризиса. - Александр Андреевич, какой довод вы приведете абитуриенту в пользу философского факультета? И как развеять убеждение, что философия - наука скучная, заумная и практически неприменимая? - Если вы ещё не окончательно потеряли способность к мышлению, то вы - наш абитуриент. А с предубеждениями или, как Бэкон говорил, с идолами, бороться бессмысленно. Мыслящий человек сам поймёт. А кто не мыслит, тому этого не понять. - Можете назвать философов, наиболее вам симпатичных? - Я по натуре не являюсь революционером и считаю, что каждая философская революция длится, по крайней мере, несколько столетий. Поэтому назову следующие имена: Гуссерль, Платон, Гераклит, Гегель и, даже не философ, а социолог Николас Луман. - Ваши предпочтения в литературе? - Гёте, Достоевский, Джойс. - Должен ли писатель быть философом? - Я считаю, что даже среди философов мало философов, а уж среди писателей их можно по пальцам перечислить. Поэтому мне кажется, что в творчестве писателя должно превалировать художественное видение мира. В этом смысле, если опираться на эстетическую теорию Адорно, в современном художественном творчестве материал преобладает над идеей. Я не знаю, хорошо это или плохо, но считаю, что у нас современному искусству мало уделяется внимания. Пора бы нам, в том числе и в литературном творчестве, не завышать шкалу оценок, а обращать внимание на любые формы проявления творчества, не пытаясь в этих произведениях искать мировую величину. Мне представляется, что это единственный наш шанс на спасение. |