Один педагог на 500 учащихся | ||
Ольга Гептинг
| ||
Наверное, у многих после изучения физики в школе осталось ощущение, что это очень сложная наука, и обычным людям, которым по складу ума не даются технические дисциплины, в университете можно об этом предмете забыть. Но есть на этот счет и другое мнение. | ||
О том, кому нужна физика, а также о проблемах преподавания физики в школе и вузе рассказывает доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики ИЭИС Валерий Владимирович Гаврушко: - Физика, прежде всего, это наука о природе, она изучает наиболее общие свойства материального мира. Фактически это обобщение опыта многих поколений людей, научный фундамент современной техники. Но самое главное, физика - это мировоззренческая наука, дающая верное представление об окружающем мире и возможность людям ориентироваться в нем соответствующим образом. Поэтому даже неспециалисты должны владеть этим предметом. - То есть в гуманитарных классах средней школы этот предмет должен быть обязательным? - Конечно, так как физика - это, прежде всего, мировоззрение. А если этого нет, вот тогда люди (кстати, среди них много представителей интеллигенции) и начинают обращаться к прорицателям, гадалкам и шарлатанам. Сокращенный курс физики, ориентированный лишь на прикладные задачи, не в состоянии выполнять мировоззренческие функции. При этом за последние десять-пятнадцать лет объем курса физики в школе уменьшился на треть. Естественно, это негативно сказывается на качестве полученных знаний. - Сокращение часов физики - это только одна из проблем. Какие еще трудности в школе? - Во-первых, это, конечно, недостаток кадров. На сегодняшний день в одиннадцати школах города есть свободные ставки учителей физики, отсюда еще одна проблема - перегрузка учителей. О каком качестве подготовки может идти речь, когда на одного педагога приходится до пятисот учеников? Понятно, что эта проблема возникла из-за низкой оплаты труда учителя. Так кафедрой ОиЭФ за последние пять лет выпущено 57 учителей, но только десять из них работают в школе. Остальные работают там, где выше зарплата. Во-вторых, кабинеты физики плохо оснащены, новое оборудование почти не поступает. Кроме того, нет единой программы, в разных школах - разные учебники. Если ученик из одной школы переходит в другую, то физику там понимать он не будет, и предмет для него потерян. - И все эти недостатки школьного образования, наверное, потом проявляются в университете? - Мы отмечаем довольно низкий уровень подготовки абитуриентов. Школа дает все-таки слабую подготовку. Среди студентов есть, конечно, и достаточно неплохо подготовленные. Им можно подать материал и быстрее, и интереснее. А есть студенты слабые, которые не будут воспринимать этот учебный материал, поэтому приходиться ориентироваться на какую-то серединку. - Считается, что больше всего отчислений в университете происходит как раз из-за физики. - Это не совсем так. Вот, например, по итогам прошлого учебного года на факультете архитектуры и искусства отсеялось 25 процентов студентов, в том числе только из-за физики - всего три процента. Остальные не сдали целый комплекс предметов - три, пять, восемь, то есть, это действительно неуспевающие студенты. В ИЭИС, ИТФ, ИСХиПР - отчисления из-за физики порядка одного процента. - Нужна ли физика студентам творческих специальностей? - Обойтись без этого предмета, наверное, можно. Но есть вещи, которые полезно знать всем - и филологам, и юристам. В школе все-таки достаточно трудно дать общую физическую картину мира, в вузе это сделать легче. Здесь можно более глубоко проследить связи между разными разделами физики, сформировать у студентов представление о физической картине мира. - Проблемы на кафедрах физики, наверное, те же, что и в школах? - В целом сложилась тяжелая ситуация. Вот основные проблемы: из-за падения престижа должности вузовского преподавателя нет притока молодых кадров. Так 57 процентов преподавателей на кафедре общей и экспериментальной физики достигли пенсионного возраста. Лабораторная база кафедр располагает отсталой, морально и физически устаревшей материальной базой. Дело в том, что физика - это экспериментальная в своей основе наука. А у нас нет специализированной лекционной аудитории, нет возможности иллюстрировать какие-то законы, разделы предлагаемого материала демонстрационными экспериментами. И это, конечно, значительный минус для классического университета. Не хватает на наших кафедрах и компьютеров. Учитывая то, что на кафедрах физики проходит обучение до трех тысяч студентов в год, большой эффект можно было бы ожидать от внедрения современных компьютерных технологий. Однако оснащение компьютерами кафедр физики происходит по остаточному принципу. - Но, наверное, есть и какие-то положительные моменты в работе кафедр? - На физических кафедрах 84 процента преподавателей имеют ученую степень, в том числе 34 процента профессоров. Это очень высокие показатели. С 1998 года защищено пятнадцать кандидатских диссертаций и четыре докторских. Но, к сожалению, молодые кандидаты и доктора не остаются работать в НовГУ, ищут более высокооплачиваемую работу. Еще один объективный показатель качества работы физических кафедр - их рейтинг, который достаточно высок в общем списке кафедр университа. Можно сказать, что уровень подготовки физиков в НовГУ не уступает уровню ведущих вузов России. Это отмечают председатели государственных экзаменационных комиссий, в частности академик РАН Д.В. Ширков, заместитель декана физфака МГУ профессор Л.С. Кузьменков. XIX и XX столетия, бесспорно, можно назвать эпохой физики. По словам В.В. Гаврушко, есть надежда, что, не взирая на все трудности и проблемы, вряд ли можно будет говорить о снижении ее роли и теперь. Тем более, что по всем прогнозам и в XXI веке физика будет одной из доминирующих наук. |