Физику ученые делают интересной для школьников | ||
Подготовила Ольга Евдокимова
| ||
В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете 11 февраля прошло заседание Президиума Научно-методического совета (НМС) по физике, в котором от НовГУ участвовал заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики ИЭИС профессор В.В. Гаврушко. | ||
В состав Президиума, секций и комиссий НМС по физике входят около 150 авторитетных ученых ведущих вузов страны, представляющих все регионы России. Председателем НМС по физике является академик РАН, лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов. Мы попросили Валерия Владимировича Гаврушко рассказать, какие вопросы обсуждались во время заседания. - Подобные заседания проходят раз в год, НМС по физике в целом призван определять политику преподавания физики, в первую очередь, в вузах, и конечно в школах. Проводил совет академик РАН Ж.И. Алферов, присутствовали ректоры вузов, заведующие кафедрами ведущих университетов. Основная тема для обсуждения - текущая ситуация с преподаванием блока естественнонаучных дисциплин, и физики прежде всего. В различных вузах часы физики сокращены на четверть, где-то - на треть. Это происходит при значительном ухудшении подготовки школьников. ЕГЭ по физике сдают нечасто, подготовка абитуриентов очень слабая. Мы сейчас получаем студентов, которые формально сдают ЕГЭ по физике, а на деле не знают элементарнейших вещей. Особенно это печально для инженерных специальностей, где физика - основа. Не говоря уже о том, что физика - это мировоззренческая наука. Вот и получается, что элементарные явления, такие как дождь, электричество и т.д., объясняются зачастую на уровне легенд. Это отражается негативно на обществе: сейчас рассцвет лженауки - всякие гадалки, предсказатели, целители и т.д. В отчете о деятельности НМС по физике за 2009-2010 гг. отмечалось, что его работа протекала в сложных условиях ускоренного реформирования российского образования. Россия реализует в последние годы механизмы создания единой европейской системы высшего профессионального образования (ВПО), разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3-го поколения). Переход на ФГОС-3 сопровождается уменьшением трудоемкости естественнонаучных дисциплин, в том числе физики и математики. Фактически ликвидирована дисциплина "Концепции современного естествознания", составляющая основу естественнонаучного компонента подготовки бакалавров в гуманитарных и социально-экономических областях. В связи с этим, в педагогическом сообществе по-прежнему сохраняется мнение о высокой вероятности потери Россией ведущих позиций в области фундаментального образования. На заседании также обсуждались негативные процессы, которые происходят в средней школе, когда физика и математика не входят в перечень обязательных предметов для изучения. Как результат - резкое снижение уровня подготовки школьников по этим предметам, что в свою очередь требует существенного пересмотра программы и методики преподавания вузовской физики. Членами Президиума было отмечено, что "проводимая в стране политика в области как среднего, так и высшего образования, носит антинародный, антигосударственный характер. Реализация мероприятий, предлагаемых в рамках реформы образования, ведет к деградации общества, ослаблению научно-технического потенциала страны". Поэтому среди постановлений НМС по физике выделены: необходимость дальнейшего широкого обсуждения Закона "Об образовании" и стандартов общего и среднего образования по физике, считать недопустимым исключение естественнонаучных дисциплин из программ подготовки бакалавров по гуманитарным и естественнонаучным направлениям и др. Школьникам физика должна быть интересной В ходе заседания были рассмотрены положительные опыты популяризации знаний по физике. - В Санкт-Петербурге есть очень интересное начинание, - рассказывает Валерий Владимирович, - которое отмечалось на заседании Президиума НМС по физике - Интерактивный музей занимательной науки. Это музей, где ребята могут не только посмотреть, но и поучаствовать в проведении экспериментов по физике, познакомиться с обычными физическими явлениями, законами. Музей очень популярен, сюда записываются классами за несколько месяцев. Ребятам очень интересно: там и оптика, и механика, и электричество. Иногда с ними приходят родители, и оказывается, что они сами не знают многого из того, что там видят. Нам, конечно, до Петербурга далеко, но мы тоже проводим подобные занятия в Физико-математическом лектории, по субботам, где вместе со школьниками рассматриваем вопросы, которые интересны с точки зрения глубины понимания физических процессов. Мы много демонстрируем, проводим эксперименты вместе с ребятами. Сейчас наблюдается рост интереса - на последнем занятии было около 20 человек. В основном это учащиеся 9-11 классов. Но есть группа и для шестиклассников, которую ведет Анатолий Юльевич Захаров. С ними заниматься еще интереснее. В ходе заседания было выработано обращение НМС по физике к ректорам российских вузов, в котором призывают принять участие в решении проблем естественнонаучного образования: ":трудоемкость дисциплины "Физика" в новых ГОС ВПО в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых странах Западной Европы и США. Такое различие приведет к тому, что наши бакалавры не смогут быть приняты в магистратуру, аспирантуру (докторантуру) стран Евросоюза, США, Канады, Японии без прохождения дополнительного обучения. Это, несомненно, снизит привлекательность российской высшей школы. Обучение в российских вузах станет невыгодным для лиц, имеющих возможность свободного выбора - как для российских граждан, так и для граждан других государств. :В сложившихся условиях Президиум НМС по физике отмечает, что для исправления ситуации совсем не обязательно ждать команды сверху. Новые ГОС ВПО 3 позволяют, используя вариативную часть и внутривузовские составляющие, скорректировать учебные программы на их соответствие современным требованиям:" |