Фольклор и мы | ||
Мария Фединцева, 3-й курс, кафедра журналистики
| ||
Ее лекции с удовольствием посещают гуманитарии, с ней вместе с огромным желанием проходят фольклорную практику студенты. | ||
Она - это профессор ИГУМ О.С. Бердяева. Значительная часть жизни Ольги Сергеевны посвящена изучению русской культуры, формированию фольклорного архива НовГУ. За сорок лет работы ею и студентами опрошены, без преувеличения, тысячи информантов (рассказчиков), произведены и расшифрованы сотни тысяч записей. - Ольга Сергеевна, расскажите о Вашей научной работе? - Я - литературовед. И так сложилось, что в мою учебную нагрузку еще в Педагогическом институте был включен "Фольклор". Теперь эта дисциплина называется "История и теория фольклора". За время преподавательской работы мой интерес к материалу только усиливался и сформировался как научный. А начинала я заниматься русской поэзией рубежа XIX-XX веков. Это И.А. Бунин, К.К. Случевский и иные. Но первой осознанно научной темой стала лирика А.Т. Твардовского, по которой я защитила кандидатскую диссертацию. Кстати, ничто не пропадает, вот и моя работа над поэзией Бунина оказалась нужной для рассмотрения поэзии Твардовского. В 1989 году в Вологде вышла небольшая книга "Лирика А.Т. Твардовского", связанная с этой работой. Знаю, что до сих пор она востребована. Затем был период поиска, и меня заинтересовало творчество М.А. Булгакова. - Почему Булгаков? - Из-за его загадочности. Многое у Булгакова тогда, в начале 90-х, казалось загадочным и непонятным. Например, повесть "Дьяволиада", на которую, чтобы разобраться, как она устроена, мною было потрачено много времени - её художественная структура очень интересна. Это послужило началом большой работы, которая выросла в 2002 году в книгу "Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст", а затем в докторскую диссертацию. - Кому полезно исследование? - Интересна ученым, полезна студентам, особенно старшим курсам. Вот, например, в конце декабря в МГУ будет защищаться кандидатская диссертация, которая учитывает и мой вклад в булгаковедение. - Как давно Вы занимаетесь фольклором? - С тех пор, как пришла преподавать, - а это уже около сорока лет. Почти каждый год со студентами езжу в экспедиции, чтобы понять динамику процессов, происходящих в народной культуре, чтобы лучше знать историю области. Ясно, что фольклор может рассматриваться только в контексте культурных явлений. Новгородская земля оказалась гораздо более памятливой, чем это представлялось на первый взгляд. Довольно долго мы исследовали Старорусский, Парфинский, Боровичский и Мошенской районы, примерно по четыре года каждый. Собираем все, что удается записать. Ведь иногда не сразу ясно, с чем имеешь дело, многое понимается не сразу, и общая картина тоже складывается постепенно. Я ведь начинала работать с теми, кто родился еще в конце XIX века. Об этом можно прочитать в моих работах. Студенты первого курса ездят с удовольствием, а часто хотят поехать на второй и на третий год обучения. Исключения бывают для тех, кто пишет соответствующие дипломы. Это желание студентов говорит о том, что современная молодёжь хочет понять свои корни и глубже осмыслить жизнь. - Как Вы живёте во время экспедиции? - Времена меняются: раньше деревня была более открыта, а сейчас, видимо, в силу последних исторических событий, на селе стали менее радушно относиться к пришлым. Раньше принимали в доме, могли и накормить, и пустить переждать дождь. Сейчас всё непросто. Организация требует больших усилий. Сейчас с обустройством помогают бывшие студенты: мы останавливаемся на постой в интернатах и даже в детских садах, которые на лето закрываются для детей. Довольно трудно обеспечить питание - суточные расходы, выделяемые студенту, мизерны, приходится экономить. - Всегда ли успешно проходит экспедиция? - Бывают более интересные дни и интересные информанты, но неудачных экспедиций у нас не было. Мы никогда не возвращаемся с пустыми руками. Это и записи текстов, и материальные предметы - дары жителей: прялочки, рушники, иные материалы. - Это Вы храните в музее? - Да, но сейчас уже почти ничего не везем, потому что нет задачи устраивать большой музей. Это просто небольшая сменная экспозиция. Теперь, кстати, и жители не очень отдают предметы культуры: иногда это семейная реликвия, а иногда думают, что смогут продать вещь кому-нибудь, например в музей: раз кем-то проявлен интерес, может, это стоит хороших денег. Однажды я попросила в Мошенском районе подарить деталь от ткацкого стана начала ХХ века, уже развалившегося, - там был интересный рисунок. Но нам ничего не отдали. Так и сгниет всё на чердаке. Что же касается самих записей, то многое теперь уже не записывается. Уходят люди - уходит и их история. Так, традиционный свадебный фольклор и причеты, например, мы уже не записываем. Но каждый экспедиционный год плодотворен и плодоносен по-своему. - Как ведут себя студенты на практике? - Студенты меняются во время работы. Они начинают по-другому ощущать мир, в котором живут, иначе воспринимать людей, к которым приехали. И люди тоже им открываются по-иному. Студенты понимают, что эти "бабки и дедки", люди старшего возраста, не такие глупые, какими, видимо, казались сначала, а наоборот, очень интересны. - Носители фольклора уходят. Что фольклористы будут изучать? - Иногда говорят, что фольклор тоже исчезает. Но на самом деле это не так. Устное слово, как и народная культура, остаётся и будет жить. Потому что, в конце концов, есть жанр, который называется "меморат" - это воспоминания о событиях прошлого. И он никуда не денется. Фольклор живет своей жизнью, и записывать всегда есть что. Кроме того, сейчас уже накоплены огромные архивы, собран богатейший материал, который требует комплексного изучения. В последнее время рождаются очень интересные научные исследования общекультурного плана, в основе которых фольклорные тексты. Фольклор - одна из составляющих картины культуры. Это как раз такие вещи, которые рассказывают нам, кто мы, зачем мы и что мы делаем на земле. |