Педагогическая Ганза |
Анна Михайлова
|
Ганзейский союз германских городов можно назвать одним из основателей российско-германского сотрудничества. Торгуя с новгородцами, немецкие купцы приносили свою культуру на русскую землю, имея возможность ознакомится с жизнью древнего Новгорода. Таким образом, через экономические контакты осуществлялся обмен знаниями друг о друге. |
Обмен знаниями между Германией и Новгородчиной продолжается и сейчас. Теперь он приобрел формы сотрудничества в образовании. Вот уже много лет Новгородский университет контактирует с университетами Германии. Университеты Хильдесхайма, Падерборна, Билефельда (побратима Великого Новгорода), Дортмунда - давние партнеры НовГУ. Сотрудничество с германскими университетами осуществляется по целому ряду проектов. Наверное, самый значимый из них, - это проект "Двойной диплом" в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ. С вступлением России в Болонский процесс российские университеты переходят на двухуровневую подготовку бакалавров и магистров. Экспериментальная российско-немецкая программа "Двойной диплом" по направлению "Педагогика и психология организации" имеет правовую основу в виде двух договоров. Один из них, заключенный в 2004 году, - типовой договор "о дружбе и кооперации". А второй, специальный, - договор о выдаче двух дипломов. В этом году состоялся первый выпуск новгородских студентов (а точнее - студенток), которые получили сразу два диплома бакалавра - НовГУ и Хильдесхаймского университета. Сейчас они продолжают обучение в магистратуре по программам: "Образовательный менеджмент" и "Педагогическая психология". В рамках проекта немецкие студенты тоже проходят обучение в НовГУ (в июне их пребывание заканчивается), а преподаватели из Германии проводят занятия для студентов нашего университета. По словам немецких студентов, им интересно учиться в Новгороде, здесь их хорошо встречают. Хотя и возникают языковые проблемы. В Новгороде студенты посещали интересные курсы, которых не было в Германии. Через год немецкие студенты получат вместе с дипломом германского университета и диплом НовГУ. Это будет первый выпуск немецких студентов, которые проучились в НовГУ в рамках проекта "Двойной диплом". Еще один немаловажный проект, который объединяет НовГУ и Германию - TEMPUS-2 "Многоуровневая подготовка специалистов в области образовательного менеджмента в НовГУ (бакалавриат-магистратура)". Этот проект объединяет ИНПО НовГУ с университетами Хильдесхайм, Дортмунд (Германия), Кремс (Австрия). Особенностью проекта является создание модульных образовательных программ с элементами билингвального и дистанционного обучения, а также диагностической процедуры отбора кандидатов в магистратуру. - Всегда интересно посмотреть, как работают давние традиции на современном этапе, - рассказывает директор ИНПО А.Г. Ширин. - У нас уже сложилась традиция сотрудничества с германскими университетами, которой около семнадцати лет. Самым ярким представителем исторических городов является Хильдесхайм, который на полвека старше Новгорода. Даже исторические памятники сопоставимы: в Новгороде есть магдебургские врата, и очень похожие врата есть в соборе в Хильдесхайме. Российско-германские проекты - это и научный обмен. Разрабатывались и разрабатываются проекты для конкретных целей, связанных с разработкой образовательных программ. Это был и биллингвальный курс, когда педагогика и психология преподавалась на иностранном языке, "Управление персоналом" с билингвальными модулями. Билингвальное обучение включает в себя не только передачу переведенной на русский язык информации, но использование немецких учебных традиций, учебников на языке оригинала. Здесь ребята используют знания немецкого на профессиональном уровне, которые получили во время учебы в НовГУ и Германии. Этот обмен позволяет новгородским студентам оценить свой уровень. Кроме того, европейские студенты дают высокую оценку нашему образованию. Сотрудничество в образовании перерастает во взаимодействие с предприятиями и организациями. В рамках обмены коледжей нашего университета и Билефельда организована практика на предприятиях Великого Новгорода. Наши студенты проходят педагогическую и социальную практику. - Все эти годы мы узнавали много новых направлений в развитии образования, - подытоживает А.Г. Ширин. - Очень важно осмысление зарубежного опыта и не просто механический, но осмысленный перенос этого опыта. Эта работа нашла понимание в среде немецких коллег. Нельзя брать в чистом виде зарубежный опыт и насаждать. Они провели с нами много времени, чтобы найти пути адаптации этого опыта. В наших подходах есть как положительные, так и негативные моменты. Нас очень объединила работа в плане Болонских отношений. Мы почти одновременно осуществляли переход на двухуровневую систему. Совместная работа показала, что нам можно доверять, и мы можем доверять. Такое взаимное доверие стало основой для программы "Двойной диплом". Сейчас наши выпускники имеют диплом российского образца бакалавра НовГУ, он признается в Европе в полном виде. Эти связи интегрируют наш университет в европейское образование. И очень важно, что интегрирование происходит на принципах уважения и признания качества нашего образования. Анализируя те программы, по которым ИНПО работает с германскими университетами, можно сказать, что они, по сути, продолжают традиции российско-германских связей, начатых еще Ганзой. Результатом многолетнего сотрудничества НовГУ с германскими университетами стало присвоение звания почетного доктора НовГУ профессорам германских университетов: Иоганнес Вильдт (университет г. Дортмунда, 2000 год). Людвиг Хубер (университет г. Билефельда, 2001 год), Франц-Йозеф Кайзер, (университет г. Падерборна, 2004 год). Ольге Грауманн (университет г. Хильдесхайма, 2006 год). |