Студенты учат генетику | ||
Татьяна Васильева
| ||
Генетикой студенты факультета естественных наук и природных ресурсов ИСХПР интересуются активно с первых курсов, потому что понимают, насколько это важно. | ||
Важно с точки зрения сохранения генофонда культурных растений, естественной флоры, полевых и древесных культур, селекции. Их также интересуют вопросы генетики человека. Может, поэтому в Дни науки-2007 на секции "Генетические ресурсы и селекция" было много интересных докладов. Наиболее полными они были, конечно, у студентов-пятикурсников: - Вот Ольга Никифорова из группы 2141 - лауреат именной стипендии "Господин Великий Новгород" и постоянно подтверждает этот статус, - рассказала декан факультета, доцент кафедры биологии и биологической химии Вера Матвеевна Кондратьева (на фото), - и в этот раз она выполнила такую большую исследовательскую работу! - На кафедре мы много лет занимаемся проблемой морфологических критериев льна, - продолжила Вера Матвеевна, - семейство льновых дало человечеству такое важное волокнистое и масличное растение, как лён культурный. Он широко возделывается на всех континентах, но очень "капризный". Ольга под микроскопом изучала эпидермий и устичный аппарат различных видов льна. Очень хорошо выполнила задачу на уровне микроскопии, микрофотографии, статистической обработки, подготовила статью к публикации - это будет её дипломная работа. Второй доклад - по результатам собственных исследований - сделала Илона Плоните из группы 3141. Одной из целей её работы было изучить особенности выращивания айвы китайской из семян в условиях Новгородской области. Многие знают этот кустарник из семейства розоцветных. Но известно ли, что благодаря высокому содержанию сахаров, кислот, пектиновых веществ и витамина С плоды айвы китайской представляют особую ценность? - Они обладают лечебными свойствами, их используют в медицине как противовоспалительное спазмолитическое и противосудорожное средство, - рассказала Илона, - растения айвы китайской очень декоративны, они украшают дачные и приусадебные участки, парки, скверы и другие места отдыха. Семена айвы китайской урожая 2004 года мы подвергли предпосевной обработке: вначале увлажняли, а затем воздействовали низкой положительной температурой плюс пять градусов в течение 100 дней. К концу этого периода семена наклюнулись и дружно образовали зародышевые корни. Семена высеяли в комнатных условиях в горшочки 25 апреля. Через месяц, когда минула пора возврата весенних заморозков, мы пересадили их в открытый грунт. Сеянцы в это время достигали высоты 4-5 см, имели хорошо развитую корневую систему. Мы и дальше наблюдали за динамикой роста, за особенностями ветвления и образованием колючек и листьев. Летом за вегетационный период растения увеличились в высоту на 30 сантиметров, десять процентов из них образовали 4-5 боковых ветвей, а более трети сеянцев - 2-3 боковые ветви. В другом варианте при посеве семян после предпосевной обработки непосредственно в открытый грунт 3 мая растения не разветвились, а высота их составила в среднем 20-22 см. Таким образом, посадка рассадой ускоряет развитие айвы в первый год жизни. Весенние наблюдения следующего года показали, что перезимовали все кустики, и уже 27 апреля было отмечено распускание почек. Почки весной у некоторых растений имеют красноватый цвет, а у других - зеленый. - Результатом этих исследований наряду с теоретическими обобщениями станет аллейка из айвы около химкорпуса сельхозинститута, - порадовалась за своих студентов Вера Матвеевна, - там, где было затоптанное "проблемное место". Ребята этой группы проложили дорожку, а Илона высадила кустарник. Получился такой рукотворный подарок всему институту. Да и самим студентам приятно ходить по обновлённой дорожке. Студенты-второкурсники, которые только начали изучать генетику, делали реферативные сообщения по проблемам генофонда леса и его сохранения, по вопросам генной инженерии полевых культур и древесных пород. Активно выступили Настя Чухонкина, Аня Тимошенко, Денис Иванов и Андрей Иванов из группы 5641. Конечно, часть материала у них - пока не собственные исследования, а обзор сообщений из Интернета, публикаций преподавателей. Но это формирует научную позицию, расширяет кругозор. - Важность участия студентов в НИРС, олимпиадах, студенческих научных конференциях в том, что во время них выявляются лидеры. А большинство студентов равняется на лидеров. Нельзя же равняться на среднего студента, а тем более отстающего, отстающему надо помогать, его нужно подтягивать, - убеждена В.М. Кондратьева. |