"Чувствую себя гражданкой Великого Новгорода" |
Ольга Грауманн, доктор, профессор Университета Хильдесхайм, ФРГ
|
Мое знакомство с НовГУ началось с сотрудничества с билингвальным психолого-педагогическим факультетом - оно постоянно развивалось и углублялось в течение 14-ти лет. |
Все началось с бесед и научного обмена с профессором Михаилом Певзнером и доктором Александром Шириным. Затем последовали доклады и краткосрочные пребывания российских ученых в университете Хильдесхайма. Установлению прочных контактов помогло и то, что г-н Певзнер и я являемся членами правления Международной Академии гуманизации образования, цель которой - наведение мостов между разными этническими культурами в образовательном секторе. Научные дискуссии были продолжены на конференциях в Хильдесхайме, Боцене (Италия), Великом Новгороде и Брно (Чехия), проводившихся на базе данной Академии. Взаимообогащению двух культур и развитию теории управления в России и Германии способствовало совместное издание сравнительного немецко-русского словаря по менеджменту средней и высшей школы. Важные импульсы для международного сотрудничества дала Болонская декларация, направленная на модернизацию и повышение качества высшего образования и учебных сопоставленных образовательных программ. Это побудило нас к созданию интегрированной международной образовательной программы по педагогике, которая завершается получением дипломов двух университетов. С 2005 года проект финансируется Германской службой академических обменов (DAAD). Работу со студентами НовГУ и научные дискуссии с коллегами я воспринимаю как большое обогащение. Весьма необычным является то, что я, как и мои немецкие коллеги, за короткий срок преподавания в НовГУ быстро адаптировалась к работе в русском университете. По-моему, нас объединяют как открытость, готовность к дискуссиям и гостеприимство моих русских коллег, так и многочисленные области соприкосновения немецкой и русской педагогики. Настоящим прорывом стал совместный проект "Система многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента в НовГУ", которым руковожу я и г-н проректор доктор Михаил Певзнер. Основная цель проекта - развитие образовательной программы для магистратуры по образовательному менеджменту в Новгородском университете. Примечательно, что из заявленных совместных с Россией проектов "Темпус" были положительно оценены менее 10%, в их числе - наш совместный проект. Я это расцениваю как знак того, что потребность в менеджерах в образовательных учреждениях и на предприятиях растет. Мы смогли хорошо подготовиться к реализации такого проекта, нам помогли интенсивные личные контакты и взаимное доверие. Мои многочисленные пребывания в Новгороде привели к тому, что близким мне стал не только университет, но и город. Близость основывается на родстве Новгорода и Хильдесхайма как ганзейских городов и как городов, где еще в ранние века заботились об образовании. Поэтому я чувствую себя не столько гостем, сколько гражданкой Великого Новгорода. В центре моих научных интересов находится и проблема интеграции, которая красной нитью проходит через всю мою профессиональную жизнь. По моему мнению, педагогическая наука может внести важный вклад в укрепление взаимопонимания между народами. Наибольшая ценность этих международных связей для меня заключается в заимствовании опыта друг у друга в процессе продуктивных дискуссий. Я горда тем, что в качестве Почетного доктора Новгородского государственного университета могу принять участие в Международной неделе и желаю университету больших успехов в международном сотрудничестве, чтобы ваш университет являлся примером для других университетов за пределами Новгородского региона и России. |