Влюбленным в химию |
Татьяна Васильева
|
Доцент кафедры химии и экологии ИСХПР Ирина Викторовна Зыкова работает в нашем вузе более 15-ти лет. |
Она ведёт исследования по химическому обезвреживанию избыточных активных илов и осадков. Очистка сточных вод на БОС сопровождается образованием шламов, избыточного активного ила. В результате совместной очистки бытовых и промышленных сточных вод накоплены миллионы тонн шламов, загрязнённых тяжёлыми металлами. Их длительное хранение с экологической и экономической точек зрения - крайняя мера, т.к возможно заражение грунтовых вод, а при определённых условиях и атмосферы. Для недопущения катастрофы и пригодятся разработки Ирины Викторовны и её коллег. К сожалению, сейчас в мире наиболее распространено именно депонирование осадков: на рекультивацию, реконструкцию и строительство полигонов и накопителей осадков выделяется 22% от средств, затрачиваемых на мероприятия в сфере обращения с отходами, а на переработку осадков - лишь 2%. - Отказ от депонирования возможен при коренном изменении отношения к проблеме утилизации осадков сточных вод, - убеждена Ирина Викторовна. - Нами предложен метод химического обезвреживания илов и осадков. При введении в илы и осадки малорастворимых кальцийсодержащих материалов тяжёлые металлы в виде различных соединений выделяются в водную фазу ила, откуда могут быть удалены разными методами. Допустим, если на БОС в сутки поступает 205 тысяч кубометров сточных вод, содержащих тяжёлые металлы, то после обезвреживания избыточного ила тяжёлые металлы будут сконцентрированы в 1000 кубометрах: показатели приблизятся к ПДК. Очистные станции могут стать безотходным самоокупаемым производством разнообразного сырья и продуктов для промышленности: в сельском хозяйстве при смешивании очищенного ила с биодобавками можно получать компост; в стройиндустрии - вяжущее средство для производства разных материалов; при озеленении - основу для газонов и материал для рулонных газонов и т.д. Предложенный метод защищён тремя патентами РФ. Разработками наших ученых уже заинтересовались финны. - Исследования проводились в Новгороде на "Акроне", в СПбГУ и СПбГУТД, в МГУ, - рассказывает И.В. Зыкова, - защищены три диссертации на соискание учёной степени кандидата химических наук, выполнены около двадцати выпускных квалификационных работ по специальностям "Экология" и "Химия". По теме продолжают работать два аспиранта кафедры инженерной химии и промышленной экологии СПбГУТД, с которой я сотрудничаю 23 года. - Ирина Викторовна, в чём загвоздка - при наличии НовГУ "Акрон" набирает специалистов со стороны? - Отчасти в программе: мы преподаем классическую химию, для специальности "Преподаватель химии" этого, может, и достаточно. Но мало кто из выпускников хочет идти в школу, им интереснее поступить на "Акрон", но не хватает инженерных знаний. Они не изучали начертательную геометрию, процессы и аппараты химических производств и т.д. Идут разговоры о том, чтобы открыть специальность "Инженер. Химик-технолог". Но для этого нужно оснастить несколько специальных лабораторий, иметь опытные промышленные установки. В тех же МХТИ и Петербургском технологическом институте это есть, и студенты видят, как они работают. Вот на следующий год мы должны читать дисциплину "Процессы и установки. Аппараты химических производств", а лабораторий-то ещё нет. - Но, может, эта специальность не актуальна для области? - Наоборот: химическая промышленность развивается, на том же "Акроне" идёт реконструкция, появятся новые мощности, понадобятся кадры. А где их взять? Ни Иваново, ни Петербург не смогут обеспечить "Акрон" молодыми специалистами в достаточной мере. - Как выпускники школ разбираются в химии? - Раньше разбирались лучше. Слабый начальный уровень мешает сразу давать им университетскую программу. А тем студентам, кто к ней готов, это мешает. Что угнетает преподавателя, так это плохая память некоторых студентов. Нужна большая профориентационная работа, чтобы сюда поступали те, кто действительно влюблён в химию и биологию, в естественнонаучный профиль. - Но и вуз должен соответствовать своим требованиям: не секрет, что лекции проходят по старинке, без использования мультимедийных средств. Преподаватель пишет на доске формулы и одновременно пытается объяснять, следить за реакцией студентов - дошло, не дошло: - Да, это наша беда. А мечта - современная техника на лекциях и новое оборудование в лабораториях. За 15 лет ничего не куплено, порой что-то списанное даёт "Акрон". Когда я училась в Казанском техническом институте, уже тогда наше лекционное оборудование было на уровне. Ни щуриться не надо было, чтобы увидеть что-то на доске, ни слух напрягать: через каждые 6 рядов были мониторы, на которые выводилась лекция, а в руке у преподавателя был микрофон. - Что нужно для развития научных школ? - Преемственность! Чтобы молодые кандидаты наук не покидали из-за низкой зарплаты вуз, а работали рядом со своими научными руководителями дальше. |