Без гуманитарного образования нет будущего | ||
Дарья Смирнова
| ||
Гуманитарный институт нашего университета на днях отмечает юбилей - 15 лет со дня создания ИГУМ в составе НовГУ. | ||
Все мы знаем о том, что Гуманитарный институт возник не на пустом месте. Его история начинается даже не с Новгородского педагогического института, в котором получало образование старшее поколение учителей области, а гораздо раньше - с Лихудовской школы с её трёхсотлетней историей. Сегодня Институт гуманитарного образования, или ИГУМ, объединил в себе пять факультетов: филологический, лингвистики и межкультурной коммуникации, юридический, исторический и философский, на которых учатся более 1700 человек. Учебный процесс на 17 кафедрах ведут 184 преподавателя, из них 184 имеют учёные звания. Цифры всегда показательны, но сухи. И перечисление фактов заслуг преподавателей, которые готовят специалистов в области юриспруденции, лингвистики, истории, журналистики, архивоведения, пожалуй, можно оставить для докладов и ученых советов. Мы же решили поговорить с директором Гуманитарного института Анатолием Петровичем Донченко о том, что он считает сейчас самым важным для развития гуманитарного образования в Новгородской области, какое будущее ждет институт и молодёжь, интересующуюся гуманитарными науками - За прошедшие 15 лет с момента реорганизации Новгородского педагогического института и смены его статуса на Гуманитарный институт НовГУ, как сильно он изменился? - Он поменялся только в одном: изменилось количество учащихся и преподавателей. Было полторы тысячи студентов и 220 преподавателей, сегодня в два раза меньше студентов и в полтора - преподавателей. Такое изменение не связано с демографическим провалом, потому что конкурс на каждое место в институте вырос до 5-6 человек - молодёжь хочет получать гуманитарное образование. Иногда на совещаниях я слышу, мол, нам не нужны гуманитарии, нам нужны инженеры, рабочие, строители! И я согласен, что и строители, и инженеры нам нужны. Но какой инженер, строитель, технарь может быть без знания родного языка, без знания отечественной истории, без погружения в культуру родной страны? Гастарбайтеры? Я всегда говорю, выступая перед преподавателями и студентами: если у общества нет гуманитарной составляющей, у этого общества нет будущего. Как говорил Пушкин, забвение прошлого ведет к возвращению к дикости и безнравственности. - Но, согласитесь, человеком малообразованным, не способным размышлять, лишенным собственного мнения, легче управлять. Он удобнее в каком-то смысле? - Я согласен. Об этом еще Чингиз Айтматов написал в романе "И дольше века длится день". Вы помните легенду про манкуртов, людей, взятых в плен и превращенных в бездушные рабские создания, полностью подчинённые хозяину и не помнящие ничего из предыдущей жизни? Там была жуткая процедура: рабу обвязывали голову сырой шкурой барана и выставляли на солнце, шкура ссыхалась, и от боли человек терял память, забывал, кто он и что он. Так Манкурт по сюжету убивает свою мать. У меня такое ощущение, что в нашей стране в какой-то момент стало много таких манкуртов. Но кому это выгодно? Иногда я смотрю телевизор, и все, что произносится с экрана из уст правительства, звучит хорошо. Но то, что я вижу в области политики образования, мне непонятно. Это касается и перехода с пяти- на четырехлетнее обучение. Безусловно, это приводит к удешевлению образования и неминуемо приведет к ухудшению его качества. - Нельзя сказать, что у Вас царит праздничное настроение перед 15-летием института: - Нет! Я бы не сказал, что мы многое утратили. Но кое-что за это время мы потеряли. Все-таки раньше мы набирали по 30 человек на факультет, теперь всего по 15. Через 5 лет весь институт может сократиться до 500 студентов. А 8 лет назад их было 3 тысячи. И повторюсь: к демографическому провалу это не имеет отношения, потому что запрос на гуманитарное образование есть. Конкурсы в этом году были запредельные. Мне говорят: нам философы не нужны. Но при этом все окончившие философский факультет ребята нашли себе работу. Да половина идет на ротацию преподавательских кадров университета! И уровень образования института позволяет этим людям после получения высшего образования двигаться по научной стезе. У нас есть три собственных диссертационных совета. И среди наших ученых много молодежи, в том числе профессоров, которым еще нет или едва исполнилось 40 лет. А всего за пять лет защищено 56 диссертаций. Конечно, многое зависит от политиков, но если мы будем молчать и соглашаться, это плохо кончится. - Мы заговорили о трудоустройстве людей с высшим гуманитарным образованием и запросе общества на это образование. Как Вы относитесь к тому, что девушки, заканчивающие филологический факультет, не становятся учителями, а работают менеджерами? Получается, пять лет выброшены? - Не согласен. Это прекрасно, что девушка получает высшее гуманитарное образование. Она - будущая мама, хозяйка дома и воспитатель детей. Разве это плохо, что знает родной и иностранные языки, психологию и историю? Ведь задача высшей школы - удовлетворение потребности личности в индивидуальном духовном и нравственном развитии. Неважно, стали они строить карьеру в рамках полученного образования или стали кормить своего мужа и растить детей, они получили то, в чем у них была потребность - в необходимых знаниях. Конечно, говорят, что нужно учитывать интересы государства. Мол, у нас мало денег, мол, обучение гуманитария - затратное производство. Но поверьте, бизнес - бизнесом, а культура - культурой. Не может быть коммерческих отношений в гуманитарных специальностях. Да как и в любой науке! Это - инвестиция общества в своё будущее. Хотя, нужно отметить, что потребность молодежи в гуманитарном образовании такова, что родители и сами студенты готовы его оплачивать. По крайней мере, из 1700 наших нынешних студентов 814 человек учатся на договорной основе. К тому же потребность в некоторых специальностях, например архивоведение, стала очевидна в последние годы. Потому мы открыли такую специальность в нашем институте. Все выпускники устроятся, потому что эти кадры ждут в районах. Я заметил, что в последнее время мы меньше стали говорить о гуманизации и гуманитаризации. В новых образовательных стандартах я не вижу озабоченности этим вопросом. Но без духовности, веры, идеологии новое поколение не найдет смысла жизни, ради которого стоит работать на процветание общества. |