Интеллект + история |
Анна Багаури
|
На базе исторического факультета Гуманитарного института НовГУ создано новгородское отделение Российского общества интеллектуальной истории. Само российское общество интеллектуальной истории существует с 2001 года. Об истории общества, о его целях, задачах, о том, что оно изучает, необходимости его создания рассказывает заведующая кафедрой всеобщей истории, доцент, руководитель новгородского отделения Ирина Владиславовна Якубовская. |
- Общество возникло в начале 90-х годов в США и Великобритании. Изучение интеллектуальной истории - это сейчас одно из магистральных направлений в исторической науке. В 80-90-е годы в целом изменилась историческая парадигма, и наметился поворот к изучению совершенно новых отраслей знания в истории. Прежде всего, это относится к истории ментальности, которая идет от школы Анналов, от изучения истории гуманитарной мысли. И в связи с тем, что сегодня история обратилась к роли человека, как к творческой личности. Так возникло Общество интеллектуальной истории. Целью Общества является всеобъемлющее изучение творческой, научной, интеллектуальной, художественной деятельности человека, его проявлений в обществе, социализация человека. То есть интеллектуальная история охватывает практически весь спектр человеческой деятельности. А поскольку историческая наука должна быть представлена в полной мере в преподавании, нам представляется создание такого общества на базе НовГУ как нельзя кстати. Научные знания должны проникать в наше преподавательское дело, мы стремимся доносить до студентов современные тенденции, которые существуют в исторической науке. И с этой точки зрения мне представляется, создание Общества вполне своевременным. В России создано уже 26 отделений, причем мы последние. Председателем Российского общества интеллектуальной истории является доктор исторических наук Марина Петровна Репина, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. В течение года Общество проводит множество конференций, издает свой собственный "Вестник", где публикуются последние работы членов Общества, которые обнародуются для того, чтобы войти в круг научного знания. Что касается новгородского отделения, то сейчас наметились три направления, которыми мы занимаемся. Первое - изучение взаимосвязей и взаимоотношений между западной наукой, западным образованием и российскими наукой и образованием. Нам это кажется важным, поскольку идет интеграция российского образования в мировое образовательное пространство. Так вот, первое направление связано с деятельностью братьев Лихудов, созданием школы Лихудов в Новгороде и так называемым предуниверситетским образованием. Этим у нас занимается созданный при кафедре научно-музейный центр - Лихудовский музей, научным руководителем которого является И.Л. Григорьева, а основную работу по кабинету ведет Н.В. Салоников, который блестяще защитил в Институте всеобщей истории диссертацию по библиотеке Новгородской духовной семинарии. Защищался он по источниковедению, т.е. как раз в русле интеллектуальной истории. Второе направление, которым занимается наше отделение, связано с восприятием западной политической культуры, образовательных стандартов и западного опыта в 19-м веке. Лично я занимаюсь проблемами взаимосвязи между западным образованием 19-го века и российским образованием, между западной научной мыслью 19-го века и российской. Третье направление связано с межкультурным диалогом. Этим направлением занимается Е.В. Амосова, антиковед по специальности. Она изучает размышления об античности, как они проникали в российскую науку, их интерпретацию в российской науке. Этой же проблематикой, а также изучением дипломатических контактов занимается К.С. Десятсков. У него есть очень интересные работы, посвященные жизни и научной деятельности шотландского математика Фергюссона, который был приглашен в Россию, и таким образом перенес в Петровскую эпоху на российскую почву западную науку. Мы провели в рамках Дней науки первое заседание общества интеллектуальной истории, куда пригласили студентов. Было очень приятно, что в студенческой среде нашлись люди, заинтересованные работой общества, и выразили желание принять в нем участие. Мы принимаем всех желающих, без ограничений, и любой новгородец, все, кто заинтересовался проблематикой человеческой творческой деятельности на Западе и в России, может стать членом общества. |