Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Личная экономика. Для кого IPO?

С.Григорьева, И.Никитина, А.Руфова, А.Серова, студенты ИЭУ

Проблемы первичных публичных размещений акций компаний на российском фондовом рынке обсуждаются на различных уровнях в течение уже почти десяти лет. Интерес к этой теме то стихает, то вновь усиливается, но ситуация пока меняется мало, IРО все еще весьма редки на российском фондовом рынке и не стали в ряд сколько-нибудь заметных источников инвестиций. Впрочем, для вполне обычных людей IРО представляет ныне несомненный интерес: как пирожки, разошлись акции "Сбербанка", "Роснефти", ВТБ. Народ поверил в то, что акции - это далеко не только пресловутые "билеты МММ" и могут приносить реальный договременный доход.


В международной практике IРО не имеет четкого юридического определения. Как правило, под IРО понимается первичное (на публичном рынке акции компании на момент размещения не обращаются) публичное (среди большого числа (тысяч) институциональных и частных инвесторов) размещение акций. Заметим, что первичное IPO - это не первичная продажа акций, а первичный выход компании на публичный рынок и возникновение в связи с этим обязательств (например, раскрытие информации). Основная проблема при проведении IPO состоит в том, что трудно привлечь инвесторов к новой компании и определить ее рыночную стоимость, особенно в случае отсутствия аналогичных компаний на рынке.

За все время существования российского фондового рынка (а это около 10 лет) на нем было проведено лишь несколько IРО, причем большая часть в 2004 г. Первой была компания РБК, проведшая IРО в 2002 г. и привлекшая 13,3 млн. дол. инвестиций. Проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры, недостатками регулирования и ограниченным объемом российского рынка, приводят к тому, что крупные российские компании предпочитают проводить IРО полностью на западных рынках при минимальном присутствии на российском рынке.

В России основной потенциал IРО - это существующие открытые акционерные общества, лишь малая часть которых представлена на фондовом рынке. Но много ли реальных кандидатов на IРО?

Как показывает анализ, их круг пока весьма ограничен. Крупнейшие российские компании, в основном связанные с добычей и переработкой энергоресурсов, как правило, уже представлены на рынке и могут проводить лишь дополнительные размещения акций. Правда, и подобные события маловероятны, так как акционеры, и в их числе государство, не идут на "размывание" контрольных пакетов. Кроме этого, российский рынок акций не является для этих компаний достаточно емким, и необходимые ресурсы они предпочитают получать на зарубежных рынках, причем в основном в долговой форме, которая является более предпочтительной при их высоких кредитных рейтингах.

Во вторую потенциальную группу можно включить крупные и средние российские компании, ориентированные главным образом на внутреннего потребителя, динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях, в том числе и для планируемых поглощений. Выход на рынок еврооблигаций и внутренний рынок корпоративных облигаций для них относительно дорог и не может полностью удовлетворить потребности в "длинных" деньгах. В то же время уровень корпоративного сознания таков, что позволяет основным акционерам поделиться собственностью ради стратегических инвестиций. Представители именно этой группы российских компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение IРО в ближайшем будущем. Вместе с тем подобных компаний сейчас лишь несколько десятков, а реально готовы к IРО лишь единицы. Наконец, третью группу компаний могли бы составить небольшие инновационные компании, связанные с передовыми технологиями и обещающие взрывной рост.

Инвесторы также играют немаловажную роль при проведении IPO. На развитых рынках основная доля средств при размещении IРО поступает со стороны институциональных инвесторов, в первую очередь паевых фондов, а также пенсионных и страховых фондов, имеющих длинные пассивы.

В России небольшие средства, находящиеся под управлением УК и НПФ, сейчас нельзя инвестировать в IРО. В соответствии с действующими правилами пенсионные средства могут быть инвестированы только через организаторов торговли (биржи) и только на вторичных торгах (путем подачи безадресных заявок на анонимном рынке).

Существенные средства мог бы получить рынок IРО со стороны ПИФов, в частности фондов акций. Однако путь к IРО ПИФам также закрыт. В соответствии с "Положением о составе и структуре активов АИФ и ПИФ" фонды акций могут инвестировать только в размещенные акции, по которым зарегистрированы отчеты об итогах выпуска.

Процедура IРО вынуждена быть двухэтапной, и это связано с наличием у действующих акционеров преимущественного права выкупа акций новой эмиссии в течение 45 дней после государственной регистрации выпуска. Таким образом, между принятием решения о размещении и датой публичного размещения может пройти до двух-трех месяцев.

Не менее серьезная проблема для всех участников IРО - невозможность одновременного проведения первичного размещения акций и начала вторичных торгов на бирже. Сегодня первичные инвесторы, будь то действующие или новые акционеры компании, вынуждены "сидеть на неликвидах" 1,5-2 месяца, не имея возможности продать на рынке купленные при IРО акции. Эта пауза связана с необходимостью регистрации эмитентом в ФСФР отчёта об итогах выпуска новой эмиссии.

В России листинг закрыт для акций, размещаемых в процессе IРО и ранее не торговавшихся на биржах, вне зависимости от размера и уровня надежности компании-эмитента. Это значительно снизит привлекательность российских IРО для инвесторов, особенно в будущем, с повышением значимости листинга. Кроме того, это явно противоречит западной практике, где IРО не проходят без допуска к листингу.

Для развития рынка IPO в России важны не только решения вышеупомянутых проблем, но также и благоприятный инвестиционный климат, решение проблем защиты прав собственности и совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка.

Многие высшие российские чиновники, включая президента Владимира Путина, назвали 2006 г. "годом IPO" в России. Однако сможет ли Россия закрепить эту тенденцию в ближайшем будущем и смогут ли отечественные компании продолжить активное наступление на мировые биржи - однозначного ответа пока нет.

Перспективы российских IPO в наступившем году не всеми оцениваются одинаково. С одной стороны, уже немало эмитентов заявило о намерении предложить свои акции в 2007 г., с другой - находятся эксперты, которые называют это гонкой перед новым электоральным циклом.

По мнению аналитиков "Альфа-банка", уже в первой половине 2007 г. российский рынок IPO может превысить годовой показатель 2006 года. Эти прогнозы подтверждают и зарубежные эксперты. Однако по результатам исследования Citigroup, опубликованного в ноябре прошлого года, в 2007 году, наоборот, надо ожидать спада российских IPO. Аналитики компании говорят, что в наступившем году россиянам не удастся привлечь больше денег, чем в 2006 г., а затем волна размещений акций и вовсе упадет до уровня 2005 года. Причина, по их мнению, заключается в том, что нынешние ажиотажные продажи российских компаний - это во многом стремление избежать рисков 2008 года, когда должны состояться выборы нового президента России.

Какие прогнозы из перечисленных верны, можно будет увидеть уже в ближайшем будущем. В принципе, есть все предпосылки для того, чтобы 2007 год стал еще более успешным, чем 2006 г., за счет планируемого выхода на рынок нескольких крупных компаний.

Хотя российский рынок IPO еще очень молод, такие факторы, как быстрый рост экономики страны и все большее "узнавание" российских компаний в мире будут способствовать развитию рынка первичных размещений и уже способствуют тому, что Россия становится глобальным игроком на мировых финансовых площадках.