К истокам духовности | ||||
Анна Михайлова
| ||||
Вот уже пять лет на факультете педагогики и психологии развития ребенка НовГУ действует программа духовно-нравственного воспитания в подготовке учителей начальных классов. На прошедшей в Ярославле конференции "Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников", посвященной 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, наш новгородский опыт, привлекший внимание большого количества российских педагогов, был представлен деканом ФППРР ИНПО Галиной Александровной Орловой. | ||||
Конференция
На конференции присутствовали гости из разных городов России. Большую группу участников представляли хозяева - Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского и факультет начальных классов этого вуза. На конференции присутствовал также представитель Ярославской епархии архимандрит Вениамин Лихоманов. Принимали участие представители патриархата русской православной церкви.
На встречу прибыла большая группа из Москвы. Среди них М.Ю. Новицкая, автор разработанного учебника для школы "Введение в народоведение", который представляет духовно-нравственные аспекты через русскую культуру, Т.В. Петракова, возглавляющая Институт экспертизы по духовно-нравственному воспитанию. Она была одним из руководителей этой конференции и выступала с докладом. Очень тепло встречали А.В. Камкина из Вологды, автора учебника "Истоки", созданного на основах традиций русской народной культуры. Были представители из Рязани и Великого Новгорода. И, конечно же, присутствовал патриарх российской начальной школы В.Г. Горецкий, редактор журнала "Начальная школа" и автор известных учебников "Русская азбука", "Родная речь". Он долгие годы руководит школой Ушинского (Леснополянская школа Ярославской области), которая работает по учебникам Ушинского и воплощает идеи великого педагога в жизнь. На конференции прошли заседания по четырем секциям. На одной из них выступила с докладом Галина Александровна Орлова. - Мой доклад, - рассказывает Галина Александровна, - был выслушан с большим интересом. Опыт духовно-нравственного воспитания НовГУ по подготовке учителей начальных классов был по достоинству оценен участниками конференции, поскольку опыт этот уникален. Отмечалось, что проблема духовно-нравственного воспитания чаще воспринимается сквозь призму отношений школы и церкви, школы и родителей, мы же рассказали, как можно в пределах вуза подготовить специалистов. В Великом Новгороде складывается система взаимодействия с Новгородской епархией, здесь опыт уже многообразный. Он представляется, в частности, на научных Никитских чтениях, проходящих ежегодно в Великом Новгороде. Ярославцы очень интересовались нашими разработками, ведь они только начинают работать в этом направлении, а у нас в этом году будет выпуск специалистов с такой подготовкой. По сути, мы имеем уже 5-летний опыт. В ходе конференции гости посетили несколько экспериментальных образовательных учреждений и достопримечательности Ярославля и Ярославской области. Ярославль Участники конференции познакомились с опытом работы детского сада в Ярославле, в котором действует программа "Я и моя Родина". Этот сад посещают дети нескольких национальностей. Программа сада основана на стремлении воспитать в детях чувство единения с Родиной при сохранении религиозных и этнических особенностей юных россиян. Гости посетили православную гимназию в городе Тутаеве, где им рассказали об истории становления гимназии, которая опирается в воспитательном процессе детей на православные основы.
Программа конференции включала посещение святых мест, в ходе которого была проведена экскурсия "Новомученики земли Ярославской". - Мы посетили Толгский монастырь, - рассказывает Галина Александровна. - Нам рассказали о традициях и преданиях, связанных с этим местом, об иконе Толгской Божьей Матери. Это святое место, посещение которого одухотворило нашу встречу. В рамках программы участники конференции уделили внимание и другим святыням Ярославской земли. - В Тутаеве находится Воскресенский собор, в котором последние годы жил известный старец отец Павел Груздев. Мы говорили о ярославских героях, об адмирале Федоре Ушакове, русском флотоводце, о маршале Толбухине, участнике Великой Отечественной войны. Их имена, предания старины, истории о христианских старцах и мучениках - все это вместе создавало лик Ярославской земли, - так характеризует свои впечатления Галина Александровна. Чтобы лучше понять, как решалась проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в рамках прошедшей конференции, мы взяли интервью у Галины Александровны Орловой. Поиск пути - Галина Александровна, какие цели и задачи преследовала эта конференция? - Прежде всего, мы хотели привлечь внимание научно-педагогической общественности и государства к проблеме формирования нравственных ценностей у школьников и студентов. Также одной из задач этой конференции стала разработка научно-методической базы в вопросах духовно-нравственного воспитания. Кроме того, мы ознакомились с опытом Ярославского региона. Наша задача - показать разные пути духовно-нравственного воспитания, в том числе и православного. Сейчас идет поиск самой идеи. Наверно, одного пути не будет, но, надеемся, что общая концепция будет выработана. - Использовался ли участниками конференции опыт советской школы? - Очень серьезно осмысляется опыт советской школы. На конференции горячо обсуждались идеи Макаренко и возможности их использования. Например, коллективизм и соборность - разные слова, но они имеют общий смысл. Это то, что всегда было присуще русской культуре. Также до сих пор актуальна идея использования труда как метода воспитания. Формирование гражданско-патриотической позиции у учащихся, изучение русского военного искусства на примерах выдающихся полководцев - все это несомненные достижения советской педагогики. Несмотря на то, что пионерское движение в нашей стране практически исчезло, а скаутское не привилось, многие виды деятельности этих организаций применяются в воспитании и сейчас; возрождается тимуровское движение. Впрочем, подобные вопросы обсуждались на другой конференции, прошедшей недавно в Арзамасе. - В формировании концепции духовно-нравственного воспитания вы все-таки опираетесь на опыт дореволюционной школы. Не является ли это шагом назад? - Сейчас мы находимся в поиске. Изучение православной культуры - что являлось несомненной частью дореволюционной школы - необходимо, по нашему мнению, для понимания истоков собственно русской культуры. Это не богословское образование, религия - личное дело каждого. Однако нельзя отрицать, что православие тесно сплетено с русской историей и культурой. Все мы знаем о Сергии Радонежском и патриархе Гермогене и их духовной роли в истории. Нельзя отказываться от своих корней, не следует их стесняться, ведь для всех народов это предмет гордости. Однако для россиян, исповедующих другие религии, православные святыни не будут предметом почитания. Согласно статистике, 80% россиян - православные. Православная культура в нашей стране является доминирующей. И хотелось бы, чтобы все россияне с уважением относились к нашим святыням, равно как и православные - к святыням других религий. - Россия сейчас вступает в постиндустриальную эпоху, несущую за собой образ такого современного человека, который не в коей мере не соответствует христианским нормам. Православие тесно связано с патриархальным укладом, с коллективностью. Нет ли противоречия между ним и веяниями нашего времени, которое провозглашает лозунг: общество - ничто, главное - человек? - На первый взгляд противоречие есть, но оно кажущееся. Русский человек не может жить вне общества, коллектива. Чтобы выжить, нам всегда необходимо было держаться вместе. Это связано и с климатическими условиями, и с историей. Я считаю, что русская душа все время будет нуждаться в духовном общении. Европа сейчас отошла от этого, и культ индивидуума не идет ей на пользу. Поэтому нам следует сохранить свои корни, держаться за них и черпать в них свою духовность и нравственность. |