От истоков к достижениям | ||
С.Н. Горычева, к.п.н., зав. кафедрой педагогики
| ||
2007-й год для кафедры педагогики - юбилейный: она отметила несколько дат. | ||
История кафедры педагогики является отражением жизни нашей страны. 75 лет назад, в 1932 году, в Новгороде был открыт пединститут им. Покровского с небольшой кафедрой педагогики, исполнял обязанности зав. кафедрой А.А. Буров. В 1941 году вуз прекратил работу и возобновил ее после Великой Отечественной войны в Боровичах как учительский институт. В 1953 году было принято решение об открытии Новгородского государственного пединститута с кафедрой педагогики и психологии. 60-70 годы. Кафедра готовит вожатых для пионерских лагерей, организует работу факультетов будущего учителя и общественных профессий, занимается профориентацией. Кафедра работает с сельскими школами Новгородчины, сопровождает деятельность молодых педагогов, сотрудничает с областным институтом усовершенствования учителей. Ученые кафедры З.П. Басманова, И.Д. Бутузов, М.Н. Салопеко, И.В. Лукашенко, А.А. Люблинская, М.Н. Глявин, К.И. Корегин, Г.А. Ключникова исследуют актуальные проблемы политехнического и трудового обучения, нравственного и гуманистического воспитания молодежи, особенности работы с трудными подростками, дифференцированного обучения школьников и др. Организует работу студенческого научного общества по педагогике и психологии, открывает студенческий педагогический клуб "Мы - сухомлинцы", его душой стала И.В. Лукашенко, замечательный педагог, талантливый ученый, неутомимый организатор студенческой науки. Члены клуба ездили на родину великих педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Кафедра организует работу студенческих педотрядов в средних школах и школах-интернатах Новгорода и области. Для распространения психолого-педагогических знаний кафедра возглавляет работу педагогического общества Новгородской области; много сил отдала этому С.Н. Казакевич. 1977-й год. Принято решение о создании самостоятельных кафедр педагогики (возглавил И.Д. Бутузов) и психологии. 80-е годы. Лучшие выпускники пединститута направляются кафедрой в аспирантуры столичных вузов. М.П. Попова, Н.А. Евдокимова, С.Н. Горычева, М.В. Звяглова, В.П. Лисицкая и М.Н. Певзнер блестяще защищают диссертации и возвращаются на родную кафедру. Начало 90-х годов. Кафедра формирует коллектив ученых для создания учебно-методического комплекса "Альтернативные модели воспитания". Не случайно кафедру называют пионером педагогического реформаторства. М.Н. Певзнер защищает докторскую диссертацию по этой проблеме. Организуются экспериментальные площадки в школах Новгорода: Педагогический лицей, школа-комплекс "Гармония", гимназия "Исток", Первая университетская гимназия им. академика В.В. Сороки, средние школы NN№№ 10, 2 и 6. 1993-й год. НГПИ вошел в состав НовГУ, и был создан психолого-педагогический факультет. Кафедра начинает реализацию образовательной программы по дополнительной специальности "Педагогика-психология" для выпускников кафедры билингвального обучения. Конец 90-х годов. Кафедра включается в проектно-грантовую деятельность, участвует в проекте Минобразования РФ по отбору содержания образования в средней школе. Предложенная кафедрой и апробированная в средней школе N№ 10 модель одобрена МО и предложена школам страны как вариант организации профильной школы. Кафедра устанавливает связи с зарубежными университетами, партнерами становятся кафедра педагогики и кафедра дидактики высшей школы университетов Билифельда, Дортмунда, Хильдесхайма (Германия). Новгородцы проходят стажировку в этих университетах и реализуют проекты по организации билингвального образования студентов и учащихся, по подготовке студентов к инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа. Создаются уникальные образовательные программы, их реализация выводит подготовку специалистов на новый качественный уровень. 2000-й год. Кафедра включается в реализацию мегапроекта "Развитие образования в России" и становится единственной кафедрой педагогики в стране, выигравшей этот грант. Подготовлена солидная монография "Научно-методическое сопровождение персонала школ". Рекомендована УМО по специальности педагогического образования как учебное пособие для студентов вузов, вышла в издательском центре "Академия" в 2006 году. Кафедра инициирует создание Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов с центром научно-методического сопровождения и консультации учителей; преподаватели стали научными консультантами в институте и руководителями межпредметной проблемной лаборатории "Современные педагогические системы и технологии". 2002-й год. Кафедра включается в реализацию нового проекта при поддержке фонда Форда и разрабатывает систему организации и сопровождения студентов-стажеров в сельской школе. Результаты обобщены в монографии "Развивающаяся школа: опыт и новые решения". Кафедра - признанный эксперт в области теории и истории педагогики на Северо-Западе РФ, рецензирует кандидатские и докторские диссертации. Подготовлено более 60 кандидатов педагогических наук. Особое внимание кафедра уделяет студенческой науке: 8 студенческих работ по педагогике, выполненных под руководством преподавателей кафедры, отмечены дипломами Минобразования РФ. Кафедра обеспечивает преподавание педагогики на 52-х специальностях НовГУ, разработала и реализует новые курсы - "Корпоративная педагогика", "Педагогическое консультирование", "Современные средства оценивания школьников", "Педагогическое мастерство" и др. Открыта секция "Педагогика высшей школы", реализуется программа "Преподаватель высшей школы" в магистратурах разных направлений НовГУ. 2004-й год. Кафедра включается в реализацию идей Болонской декларации и делает первый набор на бакалавриат по направлению "Педагогика" с профилем "Практическая психология в образовании". Заключен договор с университетом Хильдесхайма об осуществлении проекта "Двойной диплом" и обмене студентами и преподавателями. Очередным важным этапом в развитии кафедры является открытие магистратуры по направлению "Педагогика". Кафедры педагогики и психологии разработали междисциплинарную магистерскую программу "Педагогическая психология" и готовы к ее реализации в новом учебном году. |