"Исторический путь, который мы прошли вместе" | ||
Йоханес Вильдт, профессор, директор центра дидактики высшей школы университета Дортмунд, Германия? Почетный доктор
| ||
Мои связи с Новгородом начались в 80-е годы прошлого столетия. | ||
Это было время медленного отхода от "холодной войны", когда люди со всей Европы, а также в Билефельде и Новгороде, пытались наладить обмен и сотрудничество между Востоком и Западом. Оглядываясь на прошедшие десятилетия, обращаешь внимание на то, как первые контакты превратились в стабильную и многогранную систему, из которой постоянно возникали и возникают всё новые инициативы. Это касается не только области образования в целом, но особенно вузов в Новгороде и Билефельде, в сотрудничестве которых я с 1990 года участвовал и принимаю участие до сих пор, работая в разных совместных проектах. Этот продолжительный период интенсивного сотрудничества, в течение которого проходил ежегодный и иногда многократный обмен делегациями Новгорода и Билефельда, а позже и Дортмунда (в связи с моим переездом в этот город), дал нам неповторимый шанс пройти вместе целый путь совместной истории и стать ближе друг к другу. В качестве основного примера хотелось бы назвать совместную исследовательскую работу в области воспитания и подготовки учителей, особенно в дидактике высшей школы. Здесь мы не только рассматривали наши различные перспективы, но заново открывали наши совместные европейские корни, например в реформаторской педагогике. Взаимопонимание стало ключевой категорией, позволившей продуктивно сотрудничать в области развития дидактики высшей школы, в работе над русско-немецким словарем педагогических терминов, над развитием билингвальных учебных курсов. А также в области образования учителей для инновационных школ, в развитии персонала. В настоящее время - в разработке курса подготовки специалистов в области образовательного менеджмента. Чрезвычайно интересным был, конечно же, процесс развития Новгородского университета. То, что было у нас в Германии (образование университета в результате объединения двух высших школ), произошло и в Новгороде спустя 10 лет. С созданием в Новгороде психолого-педагогического билингвального факультета, который должен был стать важной исходной базой для совместных проектов, в Новгороде был начат замечательный эксперимент. Мне как наблюдателю из страны с относительно процветающей экономикой было интересно видеть, с какой осторожностью, способностью к импровизации и с какой энергией наши русские партнеры преодолевали трудности, которые были в то время. Это связано с экономическими аспектами развития инноваций в школах и вузах во времена распада и создания новых государственных структур. На ранней фазе нашего сотрудничества произошло падение Берлинской стены и объединение Германии, расширение Европейского Союза и другие процессы, которые удались лишь только благодаря мирному согласию с Россией. Возможность пережить живой обмен идеями и опытом, посмотреть на собственное развитие глазами других, а также содействовать русским друзьям и коллегам - всё это стало возможным только благодаря доверию, которое возросло за долгие годы нашего сотрудничества. За это я очень благодарен своим русским коллегам и желаю больших успехов в проведении международной недели как мосту взаимопонимания. |