Университет подводит итоги 15-летия. И уверенно смотрит в будущее | ||||||
Людмила Симонова
| ||||||
24 июня состоялся Ученый совет НовГУ, на котором А.Л. Гавриков, возглавлявший наш вуз в течение десяти лет, сделал доклад, в котором подвел итоги 15-летия НовГУ. | ||||||
В истории Великого Новгорода удивительным образом переплелись истоки государственности и образовательные традиции. В контекст празднования 1150-летия древней северной столицы Руси яркими страницами входит более чем 1000-летняя история просвещения. Книжное учение было уже распространено среди новгородцев времени князя Ярослава Мудрого, первооткрывателя школьного учения. Во время зарождения первых университетов в Европе складывались Ганзейские связи древних новгородцев. Идея же создания университета в Новгороде возникала несколько раз. Пройдя через школу братьев Лихудов и духовную семинарию, она воплотилась в реальность только 15 лет назад с образованием Новгородского государственного университета. Можно смело утверждать, что его создание в 1993 году является исторически предопределенным и закономерным явлением: НовГУ аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за 11 веков существования Великого Новгорода, обеспечил их развитие на качественно новом уровне, вобрал в себя научно-образовательные школы с почтенным стажем: гуманитарные и педагогические - почти 90 лет, инженерные - более 45 лет, аграрные - более 40. При выработке перспективной программы развития НовГУ в качестве стратегического приоритета выбрано обеспечение интеграции в российское и общеевропейское образовательное пространство и социокультурные сообщества, в т.ч. на основе принципов Болонской декларации (качество, мобильность, открытость и доступность, многообразие и гибкость образовательных программ). Направленность исследований и профессиональных образовательных программ отражает современные приоритетные направления, включая нанотехнологии. За 15 лет работы университета реализована интеграционная модель развития в условиях реформирования государства и системы образования, расширена сфера деятельности, увеличено количество направлений и специальностей всех уровней, число студентов, аспирантов, докторов и кандидатов наук, сформирован современный научно-инновационный блок. Привнесение опыта технических кафедр в информатизацию научных и образовательных компонент гуманитарных и иных не технических специальностей позволило создать мощную информационно-телекоммуникационную систему комплекса и региональной системы образования. Функционально-структурная организация нашего университетского комплекса, отражающая многоотраслевой характер экономики региона и реагирующая на групповые и индивидуальные потребности населения, обеспечила успешное функционирование НовГУ как центра науки, культуры и образования в регионе. Коллективы ученых университета дважды становились лауреатами премии Правительства РФ в области образования за циклы работ "Учитель в открытой образовательной системе" и "Обеспечение эффективного функционирования и развития региональной системы среднего профессионального образования". Далее А.Л. Гавриков остановился на ключевых моментах истории НовГУ, сказав, что не ставит задачу с хронологической точностью проследить все события нашего 15-летнего развития: "Историки в свое время сделают это должным образом. Важно сегодня выявить тенденции развития, выделить главное, расставить акценты и представить социально-экономические условия на разных этапах нашего пути, оценить атмосферу нашей внутренней университетской жизни". В марте 1993 года на заседаниях ученых советов политехнического, затем педагогического вузов концепция университета была одобрена, приняты решения о вхождении НПИ и НГПИ в его состав. Постановлением Правительства РФ об открытии в Новгороде университета его ректором назначен доктор физико-математических наук, человек с добротным естественнонаучным университетским образованием, профессор В.В. Сорока. По счастливому совпадению это случилось в его собственный день рождения, 30 июня: судьба преподнесла ему подарок, ценой которому может являться разве что достижение цели всей жизни. Владимир Васильевич со всей присущей ему энергией заложил добротные основы в создание и развитие НовГУ. До конца года были сформированы структурные подразделения нового университета, назначены их руководители. Появился Институт педагогического образования, Центр новых информационных технологий, газета "Новгородский университет". В 1994 году разработана Программа поэтапного развития НовГУ на период 1994-2000 гг., прошедшая согласование и утверждение в Администрации Новгородской области и Госкомвузе РФ. По предложению академика В.Л. Янина университету присвоено имя Ярослава Мудрого. Учрежден научный журнал "Вестник НовГУ", образованы Издательско-полиграфический центр и медицинский факультет, в 1995 году он переведен в статус Института медицинского образования. Сформирован многопрофильный колледж НовГУ. Начал работу юридический факультет. Победителем областного конкурса и "Человеком года-1995" в номинации "Наука" был назван ректор НовГУ В.В. Сорока. 1996 год: образование Гуманитарного института и Управления по работе с иностранными студентами, создание Центра культуры и досуга. Первый выпуск бакалавров на физико-техническом факультете. Главным событием 1997 года, последнего в жизни В.В. Сороки, стало вхождение в состав университета Новгородской сельскохозакадемии. В структуре НовГУ сформированы Академия сельского хозяйства и природных ресурсов и Институт экономики и управления. В Гуманитарном институте начинал работу учебно-научный Центр изучения культуры. При поддержке Института "Открытое общество" открыт университетский Интернет-центр. Ученый совет НовГУ принял решение об учреждении почетных медалей Ярослава Мудрого трех степеней и ежегодном праздновании 7 декабря "Ярославова дня". Среди номинантов медали I степени по праву был В.В. Сорока. Завершился жизненный путь творчески активного человека, его дела оценят потомки, а в современниках память о нем жива. Активно работает Центр творческой интеллигенции имени Первого Президента университета В.В. Сороки, посещаемой является открытая в Центре музейная памятная экспозиция. Слова нашей благодарности - Л.М. Сороке, директору Центра, она верна идеалам и жизненным ценностям покойного мужа, много делает для сохранения памяти о нем, по продвижению имиджа НовГУ. Федеральный закон "Об образовании" 1992 года сформулировал важнейшие права и свободы в образовательной сфере. В обществе было сформировано ожидание инновационного прорыва. К сожалению, бюджетное финансирование образования на начало 90-х годов оказалось сокращенным в разы. Единственным ресурсом оказался ресурс свободы. На старте НовГУ вышли на первый план нехватка финансов, незавершенность нормативно-правовой базы, коммунальные неплатежи, задержки выплаты зарплаты. Снятие социальной напряженности отнимало много сил у руководства вуза. И только уверенность в правильности интеграционной стратегии, доверие верхнему уровню руководства, внутренняя стойкость всех без исключения работников университета позволили пройти эти трудные 90-е годы. Мы должны сегодня с благодарностью отнестись ко всем нам, выразить признательность друг другу. С 1998 года государство в условиях недостаточности ресурсов предложило организационно-экономическую реформу образования на основе селекции вузов по нормативно-подушевому принципу финансирования, вводя конкуренцию за студента. При этом решительно заявило о невмешательстве в содержание образовательных программ. Понятия ГИФО и ЕГЭ стали одиозными символами того периода. Реформа встретила "ожесточенное" сопротивление вузовского сообщества, главным образом потому, что не затрагивала интересов учителей и преподавателей вузов. Отказ от заявленных реформ прошел под лозунгом восстановления "правильной" образовательной политики, обращенности к качеству и содержанию образования. Увеличение направляемых в высшую школу финансовых средств сопровождалось все большим проявлением внимания государства, превращаясь постепенно в известный с советского времени аппарат управления образованием, существенно сужая автономию вузов. Обозначился переход на двух-уровневую систему подготовки, ЕГЭ превратился в инструмент "антикоррупционности" и доступности, создавая потоки молодежи в столичные вузовские центры.
Во второй половине 2000 года вновь возвращается идея конкурсности и соревновательности вузов уже в рамках национального проекта "Образование". За последние 10 лет в НовГУ многократно выросли активы, общий бюджет финансовых средств вырос с 60 до более чем 900 млн. руб. Объемы работ по капитальному ремонту и капитальному строительству увеличились. Расширились площади зданий НовГУ. Вырос парк вычислительного, научного, учебного и иного оборудования. Повысился средний уровень заработной платы, многие универсанты имели возможность получить дополнительные средства за счет внебюджетной деятельности, грантовых и иных заказных работ. Для эффективного ведения научных исследований и выполнения прикладных разработок в университете создано более 70 научных центров, научно-исследовательских и учебно-исследовательских лабораторий: Центр изучения культуры, региональный Центр общественного здоровья, Центр семейной медицины и Центр общей врачебной практики, лаборатории дифференциальных и интегральных уравнений, автомобильной электроники, твердотельной оптоэлектроники, экологии и химии, агроэкологии, психологического обеспечения подготовки специалистов, социологии образования, межкафедральная лаборатория микроэлектроники и др. На базе НовГУ созданы Новгородский научный центр Северо-Западного отделения Российской академии медицинских наук, совместная с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе РАН лаборатория "Рентгенотопографических методов исследования материалов электронной техники", учебно-научный центр по комплексной программе "Кибернетика" РАН. Фундаментальные исследования, проводимые учеными ИНПО, позволили создать известные в России и за рубежом научные педагогические школы: педагогика открытости и диалога культур, менеджмент в социальной сфере, педагогика высшей школы и последипломного образования. Большой вклад в развитие исследований по гуманитарным направлениям вносит работа Новгородского отделения МИОН в рамках программы "Межрегиональные исследования в общественных науках", организаторы и спонсоры - американские фонды и Минобразования и науки РФ. Пример успешной междисциплинарной работы экономических и педагогических кафедр - реализация проектов по проектам ТЭМПУС-ТАСИС и теперь ТЭМПУС-МОНДУС. Бесспорный лидер по объемам госбюджетных и хоздоговорных НИР - Институт электронных и информационных систем. Это объясняется их высоким научным потенциалом и активностью участия в региональных и межвузовских программах, конкурсах грантов, налаженной координацией научных исследований. Активная динамика академической и научной деятельности НовГУ привлекательна для развития международного сотрудничества. Мы называем партнеров из университетов США, Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Норвегии, Финляндии, Польши, Украины, Белоруссии, Сербии. Только иностранных студентов на кафедрах НовГУ обучается ежегодно более 200 человек из более чем 30 стран мира. Несомненное достоинство развития НовГУ - наличие системы менеджмента качества всех видов деятельности, организация системы студенческого самоуправления и сложившаяся в коллективе уважительная, располагающая к творческому поиску, проявлению инициативы социальная атмосфера внутренней жизни. За высокие результаты в образовательной и научной деятельности многие универсанты удостоены государственных наград и почетных званий. А студенты становились победителями и призерами международных и российских олимпиад. Университет прошел комплексные аттестационные проверки в 2002 и 2007 годах, подтвердив на высоком уровне государственную аккредитацию в статусе университета. На фоне чрезвычайно неблагоприятной демографической ситуации нам удалось сохранить конкурсный прием по 64 специальностям, 19 направлениям бакалавриата и 9 - магистратуры по программам высшего профессионального образования, 29 программам среднего профессионального образования и обеспечить подготовку по 219 образовательным программам. Накануне своего 15-летия НовГУ избрал своего третьего ректора. Им стал один из самых успешных директоров, руководитель ИМО университета, член-корреспондент РАМН Виктор Робертович Вебер. НовГУ открывает новую страницу своей истории. Предстоят перемены, потребуется принять уже в новых социально-экономических условиях и в рамках новой государственной образовательной политики важные, даже кардинальные решения. Уверен, что в коллективе они найдут понимание, ректору будет оказано доверие и поддержка. Убежден, что найдутся и неподдельный энтузиазм, и творческий потенциал, необходимые для реализации нового этапа в развитии НовГУ, который должен стать ведущим центром регионального развития и значимым ресурсным центром федерального уровня. С праздником, с днем рождения университета! Позвольте поблагодарить всех за многие годы плодотворной и добросовестной работы, пожелать вам отличного здоровья, успешной трудовой деятельности, благополучия вашим семьям и, конечно же, процветания нашему университету! * * *
О перспективах, о том, что ожидает университет в обозримом будущем, рассказывает ректор НовГУ В.Р. Вебер. - Виктор Робертович, как Вы оцениваете ситуацию в Российском высшем образовании? А главное, как, с Вашей точки зрения, она отразится на нашем вузе? - Ситуация меняется к лучшему. Российскому образованию сейчас уделяется гораздо больше внимания и в плане финансовой поддержки, и в плане подверженного определенным "гонениям" гуманитарного блока. Пока на него идет прессинг на местном и на более высоком уровнях - звучат призывы максимально сокращать этот блок, зачем нам философы и т.п. Тогда вопрос можно ставить по-другому: зачем нам высшее образование? Можно открыть профтехучилища и заниматься подготовкой конкретных специалистов. Но не должно быть так - под каждый шуруп одна дырочка. Высшее образование подразумевает иное, оно готовит специалистов широкого профиля и мировоззрения. Чем человек образованнее, тем успешнее будет развиваться общество, тем оно будет цивилизованнее. Человек должен иметь выбор сфер образования, где он смог бы реализоваться. Поэтому мне было приятно слышать высказывания и В.В. Путина, и Д.А. Медведева, наших уважаемых президентов, о том, что все-таки акцент нужно делать на гуманитарном образовании - это основа основ. - Почему Вы, Виктор Робертович, приняли решение баллотироваться на пост ректора? - Я честно скажу, что это было решение коллег. И я его принял, потому что это нужно коллективу. И я как патриот своего университета, своей области, естественно, согласился. И теперь все свои силы отдам, чтобы обеспечить успешное развитие НовГУ. - А Вы понимаете, что Вам придется в какой-то мере отказаться от науки и больше быть администратором? - Я это уже давно почувствовал. У меня всегда была потребность заниматься научной работой и врачебной деятельностью, но так жизнь повернулась, что с 1996 года мне пришлось заняться административной деятельностью. В принципе - это тоже приносит удовлетворение, но меньшее, чем научная деятельность, где сразу виден конкретный результат. Сейчас у меня на научную деятельность останется совсем мало времени. Но когда появляется хотя бы несколько часов, допустим в вечернее или ночное время, то я с удовольствием занимаюсь наукой. Тем более, что уже сформирована хорошая команда, от меня требуется только коррекция направлений, есть возможность меньше работать, больше заниматься анализом. Так что когда у меня спрашивают, какое у меня хобби, я отвечаю - наука, любимое дело, и занимаюсь я им все свободное время. - Итак, что новый ректор нам готовит? Стоит ли ждать каких-то серьезных изменений и пертурбаций в университетской жизни? Революционных изменений не должно быть, потому что это - всегда разрушение. Будет продолжаться дальнейшее эволюционное развитие. Тем более, что я ведь из той же команды, что и была, которая сохранилась и знает свои задачи. Так что университет и дальше будет успешно развиваться. Единственное, что акцент будет сделан на углубление взаимодействия с работодателями. Мы должны еще в большей степени повернуться лицом к региону, о чем совсем недавно мы говорили с губернатором С.Г. Митиным и его заместителем А.П. Моисеевым. В ближайшее время у нас будут созданы экспертные советы по основным направлениям, это инженерная подготовка кадров, медицинская, педагогическая, аграрная, гуманитарная и пр. В экспертный совет войдут представители областной администрации - вице-губернатор, руководители и главные специалисты комитетов, директора вузов НовГУ (по профилю), деканы, заведующие кафедрами. Это будет хороший экспертно-аналитический центр, который позволит нам быстрее решить вопросы обеспечения Новгородчины кадрами. - Кто возглавит этот совет от НовГУ? - В принципе за все должен отвечать я как ректор. Но буду просить, чтобы его возглавил Анатолий Леонидович Гавриков. А со стороны администрации, мы уже договорились, этим будет заниматься А.П. Моисеев. - В НовГУ давно создан попечительский совет во главе с губернатором. В связи с кадровыми изменениями в Новгороде и области наш совет тоже меняется. Его новый состав уже сформирован? Кто будет его возглавлять, скажем так, не формально, а практически? - Его состав мы уже оговорили с руководством области, список утвержден, возглавлять его будет традиционно губернатор. И это будет не формальное, а живое и активное руководство советом, деятельное участие в жизни университета. Оно будет оказывать не формальную поддержку, а вполне реальную. Администрация области заинтересована во взаимодействии с НовГУ, видит в университете настоящий научный центр, который будет анализировать ситуацию в городе и области, прогнозировать ее развитие, активно участвовать в жизни области и в разработке планов ее социально-экономического развития. На нас это возлагает огромную ответственность. Первое заседание планируем на сентябрь. - На ректорате шел разговор о завершении формирования НовГУ как вузовского комплекса - решено ли, с какого времени будет создан "Политех" и кто его будет возглавлять? - Создание Политехнического института утверждено Ученым советом НовГУ 24 июня. Его необходимость определена двумя моментами. Первое, наличием множества вопросов к инженерному образованию. У нас пятнадцать инженерных специальностей, часть из них готовят ИЭИС и ИСХПР, но больше всего на ИТФ и ФАИСе. Путем объединения этих двух факультетов и создается "Политех". Мы возлагаем на него большие надежды, поскольку подготовка кадров здесь должна проводиться на базе самых передовых инженерных технологий. И готовиться они могут только путем интеграции с заводами и предприятиями города. Нам никогда не купить современное оборудование, на котором сейчас работают заводы. Обнадеживает большая заинтересованность руководителей предприятий в молодых кадрах. Интеграция позволит сразу закреплять выпускников НовГУ на рабочих местах, на которых они проходили практику, т.е. они без переучивания уже завтра могут приступать к работе. Второе, надо было давно заняться структурированием НовГУ: было не рационально иметь объединение институтов и при этом - двух факультетов. И третье, это мое личное мнение, должна восторжествовать историческая справедливость: наш университет начинался с "Политеха", и вдруг этот институт выпал. Нелогично! Мы попросили, чтобы этот институт возглавил профессор В.В. Тимофеев, и он согласился. - Сокращение штата не планируется? - Болезненных сокращений не будет, поскольку мы своими кадрами дорожим. Более того: у нас одна из задач - привлечение молодежи. А сокращение будет лишь естественное. - Дальнейшая стратегия развития НовГУ - какова она? - Что мы сделаем оперативно, так это - расширим систему постдипломного образования. В этом есть высокая потребность в области и в Новгороде: каждые пять лет требуется доучивание и переучивание кадров. Пока нужной системы в Новгороде нет. Мы должны взять решение этой проблемы на себя. Тем более, что опыт есть: в медицине этот пробел уже восполнен - в ИМО работают две кафедры постдипломного образования. Введением системы постдипломного образования мы выполним социальный заказ и обеспечим хорошую подпитку сотрудников: зарплаты у нас небольшие, а внебюджетные средства должны быть немалыми. Их можно будет направлять на ремонт или развитие материальной базы НовГУ и его структурных подразделений, и на то, чтобы повысить зарплату занятым в постдипломном образовании. Сейчас мы продумываем структурирование постдипломного образования. В качестве советника я пригласил специалиста, который много лет занимался этим вопросом, уважаемого человека, академика Николая Алексеевича Белякова. Он был ректором Медицинской академии последипломного образования в Петербурге. Так что доучивание и переучивание населения для НовГУ явится хорошим притоком средств и поднимет имидж нашего университета. Занятия будут проходить вечерами, что удобно для работающих, для организаций, которые будут направлять на обучение своих специалистов. К этой системе проявили большой интерес соседние области - Псковская, Ленинградская. Они с нетерпением ждут, когда мы организуем обучение. В этой системы готовы работать и наши кадры, и будут привлекаться специалисты практики, представители комитетов, ведущие профессора из Петербурга. В течение лета мы планируем решить все вопросы. Введением системы постдипломного образования мы подойдем к тому, что дадим определенную финансовую самостоятельность структурным подразделениям НовГУ, которые смогут распоряжаться заработанными средствами. Здесь важна инициатива каждого подразделения. Они должны знать, как зарабатывать и распределять деньги - то ли тратить на оборудование, то ли на зарплату. А в конце года - отчет, сколько заработали и сколько потратили. - Переход университета из бюджетного в автономное образовательное учреждение - разговоры или близкая реальность? - Реальность. Мы обязательно перейдем в статус автономного учреждения. На прошлой неделе мы с президентом А.Л. Гавриковым были в Петербурге на совещании по поводу плюсов и минусов сохранения бюджетной организации и перехода в автономную. Если сопоставить их, то получится 80 процентов к 20 за то, чтобы перейти в автономную. Это принесет университету большую самостоятельность и возможность самому зарабатывать деньги. При автономной организации сохраняется полностью государственное финансирование, плюс в дополнение - то, что он заработает. Так что мы уже договорились с А.Л. Гавриковым, что он будет заниматься подготовкой документов - это огромная работа. - Из-под пера Президента Д.А. Медведева вышел указ "О федеральных университетах". Есть мнение, что НовГУ может стать федеральным университетом. На Ваш взгляд, каковы шансы нашего НовГУ получить статус федерального со всеми причитающимися в таком случае дивидендами? - Указ натолкнул многих губернаторов России на мысль о федеральном университете в своем регионе, и они подталкивают свои вузы к его созданию. Но для этого необходимо объединение вузов - медицинского с техническим и т.п. У нас же эта структура существует уже 15 лет, полностью сформировалась, ей только нужно статус придать. Чего мы и хотим. Губернатор нашу идею поддержал, сказал, что будет ее лоббировать на всех уровнях, а мы будем готовить документы, чтобы к 2009 году заявиться. Мы подадим документы, а решения правительства можно будет ожидать в следующем году. Получится - хорошо! - Зачем нам это надо? - Во-первых, это другой статус. Во-вторых - более серьезное финансирование. Правда, нам тяжело будет тягаться с гигантами российского образования. Но у нас есть свои преимущества: в НовГУ эта система уже отработана. - Если говорить о взаимоотношениях ректора НовГУ и его президента, можно ли сказать, что у одного больше полномочий, чем у другого? - Не больше или меньше, но разные. Они, как и наши обязанности, уже четко определены документами. А то, что мы из одной команды, дает уверенность в слаженности работы. Сейчас А.Л. Гавриков полностью концентрируется на подготовке большого объема документов для перехода НовГУ в автономное образовательное учреждение и для присвоения статуса федерального университета. А мне, к тому же, нужна его поддержка, так как необходимо время, чтобы войти полностью в курс дел. - Ожидается ли улучшение материальной базы университета? - Да. Постановлением правительства по подготовке к 1150-летию Новгорода университету выделены 150 миллионов рублей на капитальный ремонт. К сожалению, постановление вышло поздно, и мы не попали в строку бюджета, но есть договоренность, что часть суммы нам дадут в этом году, остальные - в следующем. Мы планируем серьезные изменения внешнего вида зданий университета, отделка их фасадов. Будет выполнен внутренний ремонт. Работа требуется огромная. Думаю, за два-три года сделаем ремонт полностью. - А кто же займется дизайном НовГУ? Прежде здесь очень много делал проректор В.Н. Зеленин: - Точно такого же человека нам не найти. Он был натурой творческой и не ждал, когда ему дадут задание, многое придумывал сам. Теперь же мы будем приглашать дизайнеров из тех, кого знаем и кому доверяем. Естественно, будет определенный конкурс. Мы должны очень многое сделать, чтобы поднять имидж университета. Не отмахиваться от наскоков, быть более агрессивными в лучшем понимании этого слова, информировать шире о научных школах НовГУ, их достижениях, о педагогических школах. И внешне выглядеть достойно, в соответствии с наименованием - Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого! |