Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ" для физиков

Елена Михайлова, доцент кафедры журналистики

На склоне своих дней Исаак Ньютон рассказал, как был открыт закон всемирного тяготения (XVII век). Он гулял по саду в поместье своих родителей и вдруг увидел луну в дневном небе. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко. Поскольку Ньютон в это самое время уже работал над законами движения, ему пришло в голову, что яблоня роняет свои плоды и Луна, не улетая в открытый космос, вращается вокруг Земли под воздействием одной и той же силы - гравитации.


Весной 2008 года студентка 3 курса кафедры журналистики Мария Иванова заметила, что по сравнению с

НовГУ другие региональные вузы имеют куда больший конкурс абитуриентов на кафедры теоретической физики. Поскольку уже второй год Мария специализируется на связях с общественностью в сфере науки, она предположила, что причина такого "неравновесия" кроется в самой специфике информационного сопровождения набора абитуриентов в вуз.

У открытий должна быть легенда

В самом деле, информационный образ, легендирование научного открытия способно сослужить хорошую службу, увеличив как славу ученого, так и аудиторию его почитателей. Большинство последних может не помнить формулы Ньютона, но легенду (быль?) о счастливо упавшем яблоке и суть закона всемирного тяготения так или иначе знают все. А значит, есть смысл не дожидаться очередной случайности, а доверить процесс информационного сопровождения научных достижений PRрофессионалам.

Теоретики связей с общественностью вправе находить истоки своей дисциплины в древних цивилизациях Египта и Греции. Однако стоит признать, что и тогда, и сейчас развитие связей с общественностью в сфере именно науки и образования оставляют желать много лучшего. Вот только один пример. В VI веке до н.э. Пифагор остановился на территории нынешней Италии, потому что местный богач, спортсмен и покровитель наук дал ему безопасное пристанище. В него Пифагор привел 600 ученых, в которых ценил не столько их согласие со своей знаменитой теоремой про "штаны во все стороны равны" (кстати, еще один пример легендирования научного открытия), но и способность выдавать новые идеи. Единомышленники должны были жертвовать "коммуне" все свое состояние и беззаветно заниматься науками, но не имели права говорить о своих открытиях за периметром пристанища. Одного товарища за то, что проговорился, сами ученые даже и утопили: Никто извне не знал, чем именно занимаются Пифагор и его товарищи. Поэтому в поселке кругом множились слухи, в отсутствие достоверной и/или хотя бы доступно поданной информации народ подозревал ученое сообщество во вредительстве и колдовстве. Наконец, нашелся один из слабых ученых, кого в свое время не приняли к себе пифагорейцы, на волне одного из бунтов он направил чернь на общину и: сжег ее вместе со всеми учеными. Конечно, это был акт мести за неоцененность, но уничтожалась община затворников, не хотевшая, не умевшая, не считавшая нужным объясняться с народом - потребителем, в конечно итоге, научного знания. Величие Пифагора, разрабатывавшего в то время вполне себе эзотерическую теорию Числа и Гармонии, не опиралось на адаптера, способного прояснить для людей ее место в их жизни.

Самопиар поневоле

Быть может, в более поздние века контакт науки и обывателей (мы употребляем это слово в безоценочном и вполне положительном значении) бывал налажен лучше? Отнюдь. Наука эволюционировала, как и общество развивалось, но всегда отставала реализация ее просветительской функции. Памятны всем - хотя бы по легендарному восклицанию "А все-таки она вертится!" - мягко говоря, сложные отношения органов инквизиции и Галилея, а до этого церкви и книги Коперника (опубликованной только в год его смерти и запрещенной впоследствии более чем на 200 лет!). В эпоху Просвещения ученые сами выступали в качестве, скажем так, журналистов, информирующих общество о гипотезах и открытиях в жанрах научных трактатов, энциклопедий и журналов. Целью публикаций было установление своего приоритета в той или иной области знания. Круг адресатов таких публикаций был довольно узок (даже не высший класс, а сообщество образованных людей и коллег-ученых), поэтому ученый-энциклопедист сам вполне справлялся с освещением своего научного открытия в столь немногочисленной среде.

В век интенсивного развития технологий и СССР, и страны Европы, и США стремились к первенству в таких важнейших отраслях науки, которые усиливали позиции государств в "холодной войне" (физика, химия, биология, космические технологии). Пропаганда первенства в "гонке вооружений" вменялась в обязанности теле-, радио- и журнальным редакциям. Через научно-популярные журналы, фильмы, радиопередачи, отдельные образовательные каналы (на Западе) общество узнавало о достижениях науки то, что нужно было государству. От общества одновременно скрывалось то, что нужно было скрыть государству (например, государственные субсидии на выведение вирусов, опасных для здоровья и жизни человечества, загрязнение окружающей среды в результате ядерных испытаний). Популяризация научного знания шла по пути ознакомления общества с достижениями науки, но не с ее проблемами.

Наконец, с 1970-х годов Европа и США стали развиваться как информационное общество (в Советском Союзе этому воспрепятствовало его общественное устройство). Экономика информационного общества нуждалась в механизмах, способствующих коммерческой реализации научных проектов. Одним из таких механизмов превращения теоретического замысла в инновацию в развитом обществе становится PR-сопровождение научных проектов. Этим, как и стимуляцией появления полезных обществу инноваций, могут заниматься различные бизнес- и социально-ориентированные структуры: специальные PR-агентства, отделы маркетинга при научных институтах и университетах, редакции порталов в Интернете и СМИ.

Догнать и перегнать

Следует отметить, что Россия, с опозданием встав на рельсы постиндустириализации, сохранив свои высокие позиции в мировой науке, тем не менее, существенно отстает в области PR-сопровождения научных проектов - от их вызова к жизни до коммерческого воплощения. В частности, малоэффективна деятельность в таком пиар-аспекте, как сотрудничество науки со СМИ. Если мировая научная журналистика ориентирована на стимулирование и продвижение инноваций, полезных обществу, то российская продолжает только популяризировать некоторые научные достижения в неновых и далеких от бизнеса и социальной пользы формах. Традиционные и замечательные научно-популярные журналы "Знание - сила", "Наука и жизнь", "Вокруг света" и др. с 1990-х годов утеряли своих подписчиков. Случайные статьи о науке в ежедневных, еженедельных газетах тонут в море развлекательной информации и, как правило, не носят аналитического характера. Они не помогают людям ориентироваться в научных новинках, не помогают выработать отношение к ним как к добру или злу, пользе или вреду, бизнес-перспективе или социальному начинанию. Российские статьи о науке сегодня преимущественно имеют информативный или констатирующий характер. Даже государственный заказ на пропаганду в СМИ тех или иных научных достижений, нанотехнологий, например, не помог научному сообществу освоить огромные финансовые средства, выделенные на эти цели в 2007 году.

Еще одной негативной тенденцией Россия обязана именно СМИ - последние четверть века нередко популяризируются далеко не научные новинки, а псевдонаука. Газеты, в том числе, увы, и центральная "Российская газета", отводят целые полосы под материалы о паранормальных способностях, астрологии, НЛО. Возможно, эти явления пока еще просто не могут быть объяснены современной наукой. Но и тогда статьи об этом должны помогать людям в нахождении доводов за и против существования того или иного явления. В России же они, как правило, ограничиваются навязыванием той или иной точки зрения без достаточных доказательств. То есть российская журналистика осталась на уровне предыдущего столетия: она лишь популяризатор, а не навигатор в мире науки.

Что делать? Мы знаем!

Поскольку институционализация пиар-механизмов для сопровождения научного прогресса - вероятно, дело десятилетий, дело даже не государственного, а мирового масштаба, внимания заслуживает каждый шаг на этом пути. Такова, на наш взгляд, работа молодого пиар-специалиста Марии Ивановой "Комплекс PR-мероприятий по привлечению абитуриентов на кафедру ТМФ НовГУ". Студентка 3 курса кафедры журналистики выступает в ней как навигатор в мире науки как минимум для двух целевых аудиторий: абитуриентов и одного из подразделений вуза.

Для повышения привлекательности специальности "теоретическая физика" в глазах поступающих М. Иванова в первую очередь предусматривает широкую информационную кампанию по оповещению абитуриентов и их родителей о том, что новгородское образование в этой области - отличный социальный или, лучше сказать, международный лифт. В случае "учебы с огоньком" перед студентом-физиком открываются обеспечиваемые кафедрой возможности сотрудничества Европейским центром ядерных исследований (CERN, Швейцария), Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ, РФ, Дубна), Институтом теоретической и экспериментальной физики (Москва), Физическим институтом имени Лебедева (РАН, Москва), физфаком и НИИ ядерной физики МГУ, Utrecht University (Голландия). При кафедре с 2002 года действует лаборатория "GRID-технологии в современной физике" - это своего рода продолжение WWW (World Wide Web), предложенная CERN и заключающаяся в возможности производить вычисления с помощью глобальных компьютерных ресурсов, используя процессоры удаленных компьютеров. Наверняка новгородские абитуриенты по-иному взглянут на перспективы специальности "физик-теоретик", узнав, что через НовГУ им для исследований доступны телескопы астрономов, микроскопы биологов, суперкомпьютеры математиков и, наконец, ускорители физиков из всех регионов планеты Земля.

М.Иванова предлагает также эффективные пиар-шаги по закладке основ новой корпоративной культуры на кафедре теоретической и математической физики НовГУ. Среди них особый интерес не только для этой, но и для других кафедр НовГУ вызывают идея студенческого конкурса на создание девиза и эмблемы кафедры и введение понятия "Студент года". Последний мог бы стать "лицом кафедры", рассказать о ней потенциальным абитуриентам в Дни открытых дверей в НовГУ: как известно, сверстники в этом возрасте куда более наглядный и значимый авторитет друг для друга.

"Студенткой года", приводит пример М. Иванова, в свое время могла бы быть избрана Анастасия Малых (2000-2005 гг.), ныне сотрудник ОИЯИ, активно входящая в мировую науку посредством совместного с зарубежными коллегами участия в научных исследованиях, европейских научных стажировках и конференциях через различные грантовые фонды. Имя этого молодого ученого, без пяти минут кандидата физических наук, - безусловно, один из элементов легендирования образа кафедры, как и предложенное М. Ивановой обыгрывание аббревиатуры кафедры ТМФ - Ты Можешь стать Физиком.

Анатолий Юльевич Захаров - профессор, доктор физико-математических наук и заведующий кафедрой ТМФ НовГУ - охарактеризовал пиар-проект "Комплекс PR-мероприятий по привлечению абитуриентов на кафедру ТМФ НовГУ" как "большую, добротную и интересную работу, которая принесет пользу абитуриентам, желающим связать свою жизнь с физикой". 16 июня на организованной кафедрой журналистики НовГУ публичной защите курсовых работ труд третьекурсницы был удостоен аудиторией (представителями мэрии, некоммерческих организаций, пресс-служб города, широкой общественности) высшей оценки.

Пусть номинации "Навигатор в мире науки" нет еще ни в одном профессиональном конкурсе (в частности, конкурс У.М.Н.И.К. не принимает работ, посвященных пиар-сопровождению научных продуктов) - осенью 2008 года работа будет представлена на конкурс студенческих пиар-проектов "Хрустальный Апельсин" в номинации "Связи с общественностью в сфере образования и науки". Укрепление силами студентов НовГУ рациональных подходов к тандему "пиар + наука" соответствует самым передовым мировым тенденциям и делает честь родному вузу.