"ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ" для физиков |
Елена Михайлова, доцент кафедры журналистики
|
На склоне своих дней Исаак Ньютон рассказал, как был открыт закон всемирного тяготения (XVII век). Он гулял по саду в поместье своих родителей и вдруг увидел луну в дневном небе. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко. Поскольку Ньютон в это самое время уже работал над законами движения, ему пришло в голову, что яблоня роняет свои плоды и Луна, не улетая в открытый космос, вращается вокруг Земли под воздействием одной и той же силы - гравитации. |
Весной 2008 года студентка 3 курса кафедры журналистики Мария Иванова заметила, что по сравнению с НовГУ другие региональные вузы имеют куда больший конкурс абитуриентов на кафедры теоретической физики. Поскольку уже второй год Мария специализируется на связях с общественностью в сфере науки, она предположила, что причина такого "неравновесия" кроется в самой специфике информационного сопровождения набора абитуриентов в вуз. У открытий должна быть легенда В самом деле, информационный образ, легендирование научного открытия способно сослужить хорошую службу, увеличив как славу ученого, так и аудиторию его почитателей. Большинство последних может не помнить формулы Ньютона, но легенду (быль?) о счастливо упавшем яблоке и суть закона всемирного тяготения так или иначе знают все. А значит, есть смысл не дожидаться очередной случайности, а доверить процесс информационного сопровождения научных достижений PRрофессионалам. Теоретики связей с общественностью вправе находить истоки своей дисциплины в древних цивилизациях Египта и Греции. Однако стоит признать, что и тогда, и сейчас развитие связей с общественностью в сфере именно науки и образования оставляют желать много лучшего. Вот только один пример. В VI веке до н.э. Пифагор остановился на территории нынешней Италии, потому что местный богач, спортсмен и покровитель наук дал ему безопасное пристанище. В него Пифагор привел 600 ученых, в которых ценил не столько их согласие со своей знаменитой теоремой про "штаны во все стороны равны" (кстати, еще один пример легендирования научного открытия), но и способность выдавать новые идеи. Единомышленники должны были жертвовать "коммуне" все свое состояние и беззаветно заниматься науками, но не имели права говорить о своих открытиях за периметром пристанища. Одного товарища за то, что проговорился, сами ученые даже и утопили: Никто извне не знал, чем именно занимаются Пифагор и его товарищи. Поэтому в поселке кругом множились слухи, в отсутствие достоверной и/или хотя бы доступно поданной информации народ подозревал ученое сообщество во вредительстве и колдовстве. Наконец, нашелся один из слабых ученых, кого в свое время не приняли к себе пифагорейцы, на волне одного из бунтов он направил чернь на общину и: сжег ее вместе со всеми учеными. Конечно, это был акт мести за неоцененность, но уничтожалась община затворников, не хотевшая, не умевшая, не считавшая нужным объясняться с народом - потребителем, в конечно итоге, научного знания. Величие Пифагора, разрабатывавшего в то время вполне себе эзотерическую теорию Числа и Гармонии, не опиралось на адаптера, способного прояснить для людей ее место в их жизни. Самопиар поневоле Быть может, в более поздние века контакт науки и обывателей (мы употребляем это слово в безоценочном и вполне положительном значении) бывал налажен лучше? Отнюдь. Наука эволюционировала, как и общество развивалось, но всегда отставала реализация ее просветительской функции. Памятны всем - хотя бы по легендарному восклицанию "А все-таки она вертится!" - мягко говоря, сложные отношения органов инквизиции и Галилея, а до этого церкви и книги Коперника (опубликованной только в год его смерти и запрещенной впоследствии более чем на 200 лет!). В эпоху Просвещения ученые сами выступали в качестве, скажем так, журналистов, информирующих общество о гипотезах и открытиях в жанрах научных трактатов, энциклопедий и журналов. Целью публикаций было установление своего приоритета в той или иной области знания. Круг адресатов таких публикаций был довольно узок (даже не высший класс, а сообщество образованных людей и коллег-ученых), поэтому ученый-энциклопедист сам вполне справлялся с освещением своего научного открытия в столь немногочисленной среде. В век интенсивного развития технологий и СССР, и страны Европы, и США стремились к первенству в таких важнейших отраслях науки, которые усиливали позиции государств в "холодной войне" (физика, химия, биология, космические технологии). Пропаганда первенства в "гонке вооружений" вменялась в обязанности теле-, радио- и журнальным редакциям. Через научно-популярные журналы, фильмы, радиопередачи, отдельные образовательные каналы (на Западе) общество узнавало о достижениях науки то, что нужно было государству. От общества одновременно скрывалось то, что нужно было скрыть государству (например, государственные субсидии на выведение вирусов, опасных для здоровья и жизни человечества, загрязнение окружающей среды в результате ядерных испытаний). Популяризация научного знания шла по пути ознакомления общества с достижениями науки, но не с ее проблемами. Наконец, с 1970-х годов Европа и США стали развиваться как информационное общество (в Советском Союзе этому воспрепятствовало его общественное устройство). Экономика информационного общества нуждалась в механизмах, способствующих коммерческой реализации научных проектов. Одним из таких механизмов превращения теоретического замысла в инновацию в развитом обществе становится PR-сопровождение научных проектов. Этим, как и стимуляцией появления полезных обществу инноваций, могут заниматься различные бизнес- и социально-ориентированные структуры: специальные PR-агентства, отделы маркетинга при научных институтах и университетах, редакции порталов в Интернете и СМИ. Догнать и перегнать Следует отметить, что Россия, с опозданием встав на рельсы постиндустириализации, сохранив свои высокие позиции в мировой науке, тем не менее, существенно отстает в области PR-сопровождения научных проектов - от их вызова к жизни до коммерческого воплощения. В частности, малоэффективна деятельность в таком пиар-аспекте, как сотрудничество науки со СМИ. Если мировая научная журналистика ориентирована на стимулирование и продвижение инноваций, полезных обществу, то российская продолжает только популяризировать некоторые научные достижения в неновых и далеких от бизнеса и социальной пользы формах. Традиционные и замечательные научно-популярные журналы "Знание - сила", "Наука и жизнь", "Вокруг света" и др. с 1990-х годов утеряли своих подписчиков. Случайные статьи о науке в ежедневных, еженедельных газетах тонут в море развлекательной информации и, как правило, не носят аналитического характера. Они не помогают людям ориентироваться в научных новинках, не помогают выработать отношение к ним как к добру или злу, пользе или вреду, бизнес-перспективе или социальному начинанию. Российские статьи о науке сегодня преимущественно имеют информативный или констатирующий характер. Даже государственный заказ на пропаганду в СМИ тех или иных научных достижений, нанотехнологий, например, не помог научному сообществу освоить огромные финансовые средства, выделенные на эти цели в 2007 году. Еще одной негативной тенденцией Россия обязана именно СМИ - последние четверть века нередко популяризируются далеко не научные новинки, а псевдонаука. Газеты, в том числе, увы, и центральная "Российская газета", отводят целые полосы под материалы о паранормальных способностях, астрологии, НЛО. Возможно, эти явления пока еще просто не могут быть объяснены современной наукой. Но и тогда статьи об этом должны помогать людям в нахождении доводов за и против существования того или иного явления. В России же они, как правило, ограничиваются навязыванием той или иной точки зрения без достаточных доказательств. То есть российская журналистика осталась на уровне предыдущего столетия: она лишь популяризатор, а не навигатор в мире науки. Что делать? Мы знаем! Поскольку институционализация пиар-механизмов для сопровождения научного прогресса - вероятно, дело десятилетий, дело даже не государственного, а мирового масштаба, внимания заслуживает каждый шаг на этом пути. Такова, на наш взгляд, работа молодого пиар-специалиста Марии Ивановой "Комплекс PR-мероприятий по привлечению абитуриентов на кафедру ТМФ НовГУ". Студентка 3 курса кафедры журналистики выступает в ней как навигатор в мире науки как минимум для двух целевых аудиторий: абитуриентов и одного из подразделений вуза. Для повышения привлекательности специальности "теоретическая физика" в глазах поступающих М. Иванова в первую очередь предусматривает широкую информационную кампанию по оповещению абитуриентов и их родителей о том, что новгородское образование в этой области - отличный социальный или, лучше сказать, международный лифт. В случае "учебы с огоньком" перед студентом-физиком открываются обеспечиваемые кафедрой возможности сотрудничества Европейским центром ядерных исследований (CERN, Швейцария), Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ, РФ, Дубна), Институтом теоретической и экспериментальной физики (Москва), Физическим институтом имени Лебедева (РАН, Москва), физфаком и НИИ ядерной физики МГУ, Utrecht University (Голландия). При кафедре с 2002 года действует лаборатория "GRID-технологии в современной физике" - это своего рода продолжение WWW (World Wide Web), предложенная CERN и заключающаяся в возможности производить вычисления с помощью глобальных компьютерных ресурсов, используя процессоры удаленных компьютеров. Наверняка новгородские абитуриенты по-иному взглянут на перспективы специальности "физик-теоретик", узнав, что через НовГУ им для исследований доступны телескопы астрономов, микроскопы биологов, суперкомпьютеры математиков и, наконец, ускорители физиков из всех регионов планеты Земля. М.Иванова предлагает также эффективные пиар-шаги по закладке основ новой корпоративной культуры на кафедре теоретической и математической физики НовГУ. Среди них особый интерес не только для этой, но и для других кафедр НовГУ вызывают идея студенческого конкурса на создание девиза и эмблемы кафедры и введение понятия "Студент года". Последний мог бы стать "лицом кафедры", рассказать о ней потенциальным абитуриентам в Дни открытых дверей в НовГУ: как известно, сверстники в этом возрасте куда более наглядный и значимый авторитет друг для друга. "Студенткой года", приводит пример М. Иванова, в свое время могла бы быть избрана Анастасия Малых (2000-2005 гг.), ныне сотрудник ОИЯИ, активно входящая в мировую науку посредством совместного с зарубежными коллегами участия в научных исследованиях, европейских научных стажировках и конференциях через различные грантовые фонды. Имя этого молодого ученого, без пяти минут кандидата физических наук, - безусловно, один из элементов легендирования образа кафедры, как и предложенное М. Ивановой обыгрывание аббревиатуры кафедры ТМФ - Ты Можешь стать Физиком. Анатолий Юльевич Захаров - профессор, доктор физико-математических наук и заведующий кафедрой ТМФ НовГУ - охарактеризовал пиар-проект "Комплекс PR-мероприятий по привлечению абитуриентов на кафедру ТМФ НовГУ" как "большую, добротную и интересную работу, которая принесет пользу абитуриентам, желающим связать свою жизнь с физикой". 16 июня на организованной кафедрой журналистики НовГУ публичной защите курсовых работ труд третьекурсницы был удостоен аудиторией (представителями мэрии, некоммерческих организаций, пресс-служб города, широкой общественности) высшей оценки. Пусть номинации "Навигатор в мире науки" нет еще ни в одном профессиональном конкурсе (в частности, конкурс У.М.Н.И.К. не принимает работ, посвященных пиар-сопровождению научных продуктов) - осенью 2008 года работа будет представлена на конкурс студенческих пиар-проектов "Хрустальный Апельсин" в номинации "Связи с общественностью в сфере образования и науки". Укрепление силами студентов НовГУ рациональных подходов к тандему "пиар + наука" соответствует самым передовым мировым тенденциям и делает честь родному вузу. |