Кирик Новгородец |
Юбилею Великого Новгорода посвящен цикл статьей "Имена в истории просвещения и образования". Материалы подготовили директор музея НовГУ Л.А. Вавилова и директор Научной библиотеки НовГУ Е.В. Откидач. |
Первый из известных нам русских математиков - Кирик Новгородец. Биографические сведения, дошедшие до нас, содержатся в заключительной части его труда "Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет". Кирик родился в 1110 году. А в 1136, когда писал свое "Учение", уже находился в должности диакона и доместика (руководителя хора) собора Рождества Богородицы в Антониевом монастыре. Об энциклопедической многосторонности его познаний и интересов свидетельствуют научный трактат "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (фото вверху) и оригинальное поучительное произведение "Вопрошание Кириково иже воспроси епископа Нифонта и инех". Большая часть "Учения" Кирика посвящена математико-хронологическим расчетам, в том числе для определения дней пасхальных праздников на несколько десятилетий вперед. Кирик не ограничился вычислениями пасхалии. Он тщательно подытожил, сколько месяцев, недель, дней и даже часов прошло от сотворения мира до года, в котором он написал сочинение. При этом первому русскому математику пришлось иметь дело с очень большими числами! Хорошо разбирался Кирик в действиях с дробями. Несколько разделов его работы посвящены вычислению так называемых дробных часов, содержащихся в одном дне: они получаются, если день разделить на 12 часов, а час - на пятые, двадцать пятые, сто двадцать пятые и так далее доли. Труд Кирика показывает его познания в астрономии. Ему были известны такие сложные понятия из теории календаря, как "эпакт" (возраст Луны в определенный день года), "индикт" (пятнадцатилетний календарный цикл), двадцативосьмилетний "солнечный круг", восемнадцатилетний "лунный круг" и "великий индиктион" пасхальных таблиц с 532 года. Так что Кирик был выдающимся математиком, календареведом. И ученым, который стремился применить точные науки в исторической хронологии, может, пытаясь осмыслить понятие "время" с позиций космологических представлений о природных циклах. "Учение" сейчас воспринимается как образец средневекового научного трактата, где тесно переплетены математические, календарные, хронологические и даже философские идеи и представления. В послесловии к своему труду Кирик сообщает немного о себе: "Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни". Кирик был и историком. Принято считать, что именно Кирик сделал записи в Новгородской первой летописи за 1136 и 1138 годы. Основываясь на этом положении, Д.С. Лихачев отводит Кирику ведущую роль в создании при епископате Новгородского Софийского свода. Беспокойный ум Кирика проявился и в "Вопрошании" - длинном списке вопросов, которые пытливый монах обсуждал с новгородским епископом Нифонтом. По видимости, у Кирика, как у священнослужителя, возникла необходимость разобраться в тонкостях христианского богословия и найти разрешение противоречиям, постоянно возникающим между требованиями новой веры и старыми языческими традициями, живущими в народной среде. "Вопрошание" дает представления и о бытовых подробностях жизни Новгорода XII века. Одна из наиболее интересных для историков образования проблем, над которой размышлял Кирик Новгородец, касалась того, можно ли наступать на валяющиеся на мостовых берестяные грамоты, или же это грех? С одной стороны, здесь подтверждение того, что к середине ХII века грамотность новгородцев была обыденным делом. С другой - видны нравственные сомнения человека, навеянные существовавшим в древнем Новгороде культом книжного знания и уважения к письменному слову. "Вопрошание" отражает нравственные искания и проблемы, характерные для новгородского населения тех лет. Оно призвано помочь людям успокоить душу, примирить языческие привычки с требованиями христианской морали, наполнить ежедневную бытовую жизнь нравственным содержанием и показать образцы нравственного поведения. В этом и кроется главный воспитательный смысл работы, которую по праву можно назвать предшественницей другого, рожденного на новгородской земле, замечательного русского литературного и педагогического памятника - "Домостроя". Сопоставляя этапы творческого пути Кирика Новгородца, отечественные и зарубежные ученые прослеживают, как изменялись его интересы - от сугубо отвлеченных математических и философских до приложения накопленных знаний к вполне конкретной богословско-канонической деятельности. Кирик Новгородец, безусловно, относится к числу крупнейших фигур Киевской Руси. Источники, по которым подготовлена статья, находятся в фонде Научной библиотеки НовГУ. Спрашивайте! Зименс Г. Кирик Новгородец / Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь. - СПб: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2007. - C.238-239. Секретарь Л.А. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, с которым связана деятельность средневекового ученого-математика Кирика // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Новгор. обл.: Сб. науч. трудов.- М., 1986.- С.21-22, Библиогр.: 2 назв. Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый XII века / Р.А. Симонов. - М.: Наука, 1980. - 112с. Иванов Е.В. Педагогическая мысль в новгородских фольклорных и письменных источниках / Великий Новгород. Школьное и педагогическое образование: статьи и очерки. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. Ведь понемногу строится город и делается великим, так и знание понемногу становится большим. Кирик Новгородец |