Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Продолжатель дела Кирилла и Мефодия

Татьяна Шмелева, профессор, НовГУ

В эти майские дни славянский мир вспоминает и славит первоучителей Кирилла и Мефодия, которым мы обязаны созданием славянского письма и традиций книжной культуры. Каждый из славянских народов вспоминает и тех, кто продолжил их дело, приобщив к книжной культуре свой народ. Нам в этом году нельзя не вспомнить о Ярославе Мудром, жизнь которого завершилась 950 лет назад.


Считать Ярослава прямым продолжателем дела первоучителей есть все основания: ведь если солунским братьям принадлежит заслуга создания письма для славян и первых переводов с греческого, то Ярослав засеял семенами книжного учения, взращенными святыми Кириллом и Мефодием, русскую почву, дав последующим поколениям русских людей "неоскудевающую пищу" премудрости книжной. Так характеризует роль Ярослава современный историк, автор биографической книги о князе Алексей Карпов. В этой своей оценке он полагается прежде всего на сведения русских летописцев, сообщающих, что Ярослав любил книги, читал их "ночью и днем" и создал книжное собрание в киевской церкви Святой Софии.

В нем, как предполагают историки, были книги греческие и славянские, ведь у болгар использование кириллического письма насчитывало уже вековую традицию. На Руси это письмо начало распространяться со скоростью, удивительной для того времени.

Огромную роль сыграло в этом открытие школ в пяти русских городах - Киеве, Новгороде, Смоленске, Ярославле и Ладоге. В этих школах росли первые русские читатели, знатоки премудрости книжной и писцы новых книг, которые находили своих новых читателей. Формирование сообщества знатоков и ценителей словесности - важнейшая заслуга Ярослава.

И в этом было важно не только создание школ и библиотек - Ярослав сумел собрать вокруг себя людей, оставивших заметный след в сотворении русской словесности. Назовем только некоторых из них.

Остромир - родственник Ярослава (он был женат на его сестре Феофане), новгородский посадник - сегодня известен каждому, кто имеет хотя бы малейшее отношение к славянской филологии: по его заказу переписано Евангелие, которое известно как Остромирово и на котором как на древнейшей славянской рукописи вырастала отечественная филологическая наука: евангелие издал А.Х. Востоков, о нем написал свою диссертацию Ф.И. Буслаев. Кстати, именно там зафиксированы впервые названия всех месяцев, которыми мы успешно пользуемся до сих пор. Этот памятник письменности создан в Новгороде, и 950 лет со времени его создания - 1056-57 годы - должно быть отмечено именно в нашем городе.

Новгородский епископ Лука Жидята, поставленный Ярославом в 1036 г., создал первый образец пастырского красноречия "Поучение к братии" и положил начало огромной традиции поучений, которая развивалась на Руси не одно столетие.

Иларион, которого Ярослав сделал первым русским митрополитом, добившись тем самым независимости русской церкви от византийской, стал и первым русским публицистом. Его "Слово о законе и благодати", которое было произнесено в присутствии Ярослава и его семьи, в истории русской литературы предстает произведением, положившим начало традиции страстной публицистики, обсуждающей судьбы страны, излагающей представления об идеальных правителях.

Замечательно, что высокая словесная культура стала фактом жизни княжеской семьи: все дети Ярослава известны своей образованностью. Его сын Всеволод, как сообщают летописи, знал пять языков, а сын Всеволода Владимир Мономах известен в русской литературе как автор знаменитого "Поучения" (вот и продолжение традиции!). Но еще более удивительно для средневековья, что к книжной культуре были приобщены дочери Ярослава. Самая знаменитая среди них - Анна, автографы которой - кириллицей и латиницей - хранятся во Франции, изданы и изучаются как явления европейской письменной культуры, свидетельств которой для той эпохи сохранилось не так много. Немаловажный факт: на евангелии, которое Анна привезла с собой (оно получило название Реймсское, по городу, бывшему первой столицей страны), французские короли приносили присягу вплоть до Великой Французской революции.

Итак, отдавая дань памяти первоучителям славян святым Кириллу и Мефодию, мы вспоминаем всех, кто заложенные ими традиции продолжал. И первый среди из них - князь Ярослав Мудрый, который, по словам летописца, "насеял книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное".