Genius loci. Колмовские святыни. (Продолжение. Начало в июньском номере) |
Елена Гаричева, кандидат филол. наук, докторант НовГУ. (Журнальный вариант. Окончание следует)
|
В исследовании Елены Гаричевой излагается духовная история одного из известных новгородских районов. |
Смутное время и икона Тихвинской Божией Матери Тяжелым испытанием для всего Новгорода и для Колмова монастыря стало Смутное время. После смерти сына Ивана Грозного, Федора, прервалась династия Рюриковичей. Началась борьба за власть. Слабая Россия привлекла внимание соседних европейских стран, особенно Польско-Литовского государства и Швеции. Не полагаясь на собственные силы, Василий Шуйский, чтобы противостоять польскому вторжению, обратился за помощью к шведам. С этой целью он отправил в Новгород для переговоров своего племянника Михаила Скопина-Шуйского. Возможно, в это время Колмову монастырю был передан колокол, на котором осталась надпись: "Лета: сентября слит бысть сей колокол в монастырь на Колмово ко Святый Пречистой Успению Богоматери при Благоверном и Великом князе Василии Ивановиче и при митрополите Исидоре, повелением раба Б. Василия Семенова Котельника, в воспоминание Варлаама да Василия: Варлаама же по себе и по своих родителех". После русско-шведских переговоров, которые проходили в Колмовом монастыре, в обмен на военную помощь Шуйский отдал Швеции Корелу с прилегающими землями. Вскоре к Новгороду подошло десятитысячное войско под командованием Якоба Делагарди. В сентябре 1610 года в Москву вступили польские войска. Испугавшись усиления Польши, шведский король приказал Делагарди захватить пограничные русские земли. В марте 1611 года пятитысячное шведское войско захватило Корелу, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов и вплотную приблизилось к Новгороду. Новгородская третья летопись сообщает о Делагарди: "Он лукав сын преступил ополчением прейде реку и ста у моностыря Успенья Пресвятой Богородицы на Колмово, воюя и села пожег". В Новгороде новым воеводой стал присланный Земским советом боярин Василий Бутурлин. Ему было велено вступить в переговоры с Делагарди о совместных действиях против поляков. Чтобы заполучить Швецию в союзники, Совет всей земли 23 июня 1611 года принял решение об избрании русским царем одного из двух сыновей шведского короля. Бутурлин соглашался на передачу Швеции уже занятых войсками территорий, но тут новгородцы возмутились тем, что за их спиной решается судьба исконных новгородских земель. Поняв, что убедить горожан не удастся, Делагарди, с ведома Бутурлина, решил действовать силой. 16 июля шведы внезапно атаковали город. Горожане пытались оказать сопротивление. Бутурлин ушел из города, ограбив Торговую сторону. Шведы подожгли город. Уцелевшие защитники заперлись в кремле, но, поняв, что сопротивление бесполезно, запросили мира. 25 июля 1611 между Швецией и Новгородом был подписан договор, согласно которому шведский король объявлялся покровителем России, а один из его сыновей становился московским князем и новгородским великим князем. В России в это время было два правительства: В Москве оно контролировалось Польшей, в Ярославле Земское правительство под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского формировало новое ополчение. Новгородское государство с Земским правительством установило дружественные отношения. После решения Земского собора об избрании на русский престол Михаила Федоровича Романова новгородцы окончательно решают, что "особно Новгородское государство от российского царствования не бывало". В 1615 году новгородцы отправили в Москву посольство, которое возглавил архиепископ Киприан. Ими была получена от царя тайная жалованная грамота к митрополиту и ко всем новгородцам, в которой государь "их пожаловал и вины им все отдал". После воцарения Михаила Федоровича Романова в Новгородские земли было послано царское войско под предводительством князя Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова. Однако силы были не равны, и в монастыре понимали, что только пособием Царицы Небесной можно сдержать врага. Одна из женщин, находившихся в Тихвинском монастыре, увидела во сне Пречистую Деву, которая повелела обнести Ее икону вокруг обители. (Тихвинская икона Божией Матери считается списком с образа Влахернского храма в Константинополе). После того, как это было сделано, неописуемый ужас напал на врагов и они, гонимые страхом, в беспорядке бежали от обители. После этого Делагарди еще дважды пытался захватить Тихвинский монастырь, но оба раза войско его в смятении бежало: шведам казалось, что им навстречу устремляется многочисленное русское воинство. С того времени враги уже не дерзали тревожить обитель. 17 февраля 1617 года в деревне Столбово, между Тихвином и Ладогой, был заключен Столбовский договор, положивший полное окончание Смутного времени на Руси. Знаменательно, что он был подписан перед иконой Тихвинской Божией Матери, столь многократно и дивно помогавшей православным в это тяжкое время. С этой же иконой послы отправились для освобождения из рук врага Великого Новгорода, находившегося семь лет под владычеством шведов. С неописуемой радостью приветствовал владыка с духовенством Царицу Небесную, "и бысть тишина Российскому царству молитвами Ея". Видимо, в благодарность за заступничество Пресвятой Богородицы в Успенском храме Колмова монастыря сооружен был придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, произошло это только в 1799 году: указом от 27 октября 1799 года Новгородской духовной консистории был освящен придел Тихвинской Богоматери в упраздненном уже тогда Колмовом монастыре. Митрополит Иов и Колмов монастырь Расцвет монастыря приходится на 17 век. В 1698 году скончался митрополит Корнилий, и на новгородскую кафедру взошел митрополит Иов, принявший в Троице-Сергиевой лавре монашество и бывший там архимандритом. В 1706 году митрополит Иов при монастыре основал больницу для инвалидов и первый в России воспитательный дом для сирот и незаконнорожденных детей. Митрополит Иов вел обширную переписку, в том числе и с императором. Петр Первый обратил внимание на эту полезную деятельность Иова и повелел "по его примеру" устраивать в других городах у церковных оград "гошпитали", помещая в них "искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради, отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно помирают, а иные матерями умертвляются, и потому объявить, чтоб младенцев не отметывали, а приносили бы к тем гошпиталям и клали в окно тайно". В келиях при церкви Успения разместились больничные палаты, трапезная для больных. Рядом с больницей - палатка, куда Иов удалялся для молитвы. Особое внимание Иов уделял детскому дому, который первоначально содержал за счет собственных доходов. Затем царская семья, вельможи присылали деньги, еду и одежду для "найденышей" (так именовал детей из воспитательного дома митрополит Иов). Митрополит Иов приказал провести работы по благоустройству Колмова монастыря: был разбит парк, вырыты пруды для разведения рыбы. В Колмово имелось 17 ульев, а в "домовом селе" Королеве находилась молочная ферма, продукция которой предназначалась подкидышам, школьникам, "гошпитальным". В Колмов монастырь "на вечное поминовение родителей" владыка с особой благодарностью принимал вклады и деньгами, и "коровками". Забота митрополита об обители проявлялась в разных формах. Так, в сентябре 1713 года он обращается и к старорусскому коменданту, и к петербургскому вице-губернатору в поисках "железа белого: на церковные главы в Колмов монастырь". С этого времени Успенская церковь соединяется с богоугодными заведениями. Еще об одной подвижнической деятельности митрополита Иова нужно помнить. В 1706 году его стараниями в Новгороде была открыта школа, в которой стали преподавать специально приехавшие по приглашению владыки афонские монахи-братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Школа работала в двух направлениях: здесь обучали греческому языку, поэтике и риторике и готовили к переводческой деятельности. Лихуды написали курс богословия и греческой грамматики, сделали многочисленные переводы богословских работ, написали новую редакцию Жития Варлаама Хутынского, куда ввели богословский трактат о Фаворском свете, и мечтали осуществить новый перевод Библии. С этой целью Софроний отправился в Москву: владыка поручил ему привезти типографию. Однако он был оставлен в Москве преподавать греческий язык в типографской школе. После смерти владыки Иова в 1716 году 83-летний Иоанникий Лихуд уехал к брату в Москву. Но греческая архиерейская школа продолжала работать. В 1727 году в ней числилось 19 человек, из которых 7 были "подкидышами", 6 - крестьянскими детьми, а остальные 6 - из церковного причта. Обучал их греческому языку ученик Лихудов иподиакон Федор Максимов. Правда, лучших новгородских учеников забрал в свою домашнюю школу в Санк-Петербург архиепископ Феофан Прокопович. Один из учеников новгородской школы, Василий Евдокимович Адодуров, как определил Б.А. Успенский, стал автором первой русской грамматики. Успенский храм в Колмово как тюремная церковь В 1764 году в Новгородской епархии было упразднено 73 монастыря, в том числе и Колмовский Успенский мужской монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы был обращен в приходскую церковь. Для священнослужения в нем были определены священник и причетник. Приход Колмовской церкви был соединен с приходом Кречневской церкви, находившейся в двух верстах вниз по течению Волхова. Когда последняя сгорела, Колмовская церковь с причтом и богоугодными заведениями была передана в ведомство на иждивение Приказа общественного призрения. В новгородском архиве можно найти дату этого события - 29 января 1783 года. Когда разрушилась Троицкая трапезная церковь, точно неизвестно. В. Духовской утверждает, что в 1824 году после окончательного разрушения эта церковь была упразднена. Также нет сведений, когда Успенский храм стал тюремной церковью. Можно предположить, что это было связано со строительством большой мощеной дороги, которая в 18 веке соединила Санкт-Петербург и Москву. С этого времени в Колмово стали останавливаться императоры и святители во время проезда через Новгород. В 1783 году Екатерина II издаёт указ, по которому повелевалось "в Новгороде больницу, дома рабочий и смирительный построить в опустевшем монастыре Колмове". Еще до этого указом Петра Третьего по заграничному образцу в Колмове была создана больница для умалишенных. Затем, видимо, через храм стали проходить этапы заключенных, которых отправляли в Сибирь. По крайней мере, уже в 1834 году среди прихожан храма числятся заключенные Тюремного Замка. В Государственном историческом архиве Новгородской области в Церковных ведомостях за 1844 год сообщается о том, что к храму относится "домовая церковь, находящаяся в Тюремном Замке, во имя мученицы царицы Александры, построенная 1839 года, которою заведывает Попечительный Тюремный Комитет, из коего Священник получает 100 рублей". Кроме того, мы узнаем о воистину подвижнической деятельности священника Успенского храма: "Евфимий Митрофанов Певцов, дьяческий сын, обучался в Новгородской духовной семинарии, а по окончании Богословского курса учения уволен из оной со званием Студента первого разряда 1839 года июля 15 дня, а августа 15 рукоположен в иерея Преосвященнейшим Феодотием Епископом Старорусским сей Церкви. По назначению Гражданского Начальства со дня поступления своего на его место преподает катихизис содержащимся в Тюремном замке арестантом два раза в неделю. 1839 года обращено им к Православной Церкви из раскольников три человека, из секты амазонской один, 1840 года из Лютеранской церкви два человека, из Католической один и один из раскольников, 1842 года из Евреев один, а 1843 года из раскольников один, один из католиков и из лютеран два человека. В следствие Указа Святейшего Синода, последовавшего 1842 года июля 22 дня, напутствует арестантов, отправляемых в Сибирь, именно наставляет их в правилах веры и нравственности, совершает для них молебствия, нередко и Литургию, и говорит для них поучения своего сочинения. 1843 года января 19 дня Указом Новгородской духовной консистории за № 207 объявлено ему Архипастырское Его Высокопреосвященства Митрополита Благоволение вследствие отношения Графа Бекендорфа за отличное его поведение и ревностное исполнение возложенных на него должностей по Тюремному Замку с обнадежением, что Епархиальное Начальство не оставит в свое время, если он будет продолжать с такою же ревностию служение свое, - ходатайствовать о приличной ему награде. 1843 года резолюцией Преосвященнейшего Леонида Епископа Старорусского и Кавалера был откомандирован для обривизорования Новгородского Духовного Сиротского Попечительства. Грамоту имеет: У него в семействе жена Александра Михайловна: дочь Ольга". |