Постичь суть идей композитора | ||||||
Анна Михайлова
| ||||||
В конце октября в Великом Новгороде состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Просветитель, ученый, педагог и композитор Д.Б. Кабалевский и педагогика искусства современности". | ||||||
В конференции участвовали преподаватели и методисты музыкального образования из Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы, студенты ИНПО и дочь прославленного педагога и композитора Марина Дмитриевна Кабалевская. Организаторами конференции стали Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Новгородский региональный центр развития образования и другие организации. Первый день конференции прошел в детской школе музыкально-эстетического образования им. Д.Б. Кабалевского. Там же состоялось торжественное открытие музея композитора. На следующий день заседание продолжилось в Центре музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова, где с приветственной речью выступил президент НовГУ А.Л. Гавриков. В рамках мероприятия был организован круглый стол по проблемам музыкально-эстетического образования. Конференция завершилась концертом студентов кафедры музыки ИНПО и учащихся музыкальной школы имени Д.Б. Кабалевского в Новгородском лектории. На вопросы нашего корреспондента Анны Михайловой ответил участник конференции, к.п.н., заведующий кафедрой музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин Михаил Эдуардович Раненко.
- Какова цель конференции? - Во-первых, 2004 год - юбилейный год Дмитрия Борисовича Кабалевского, которому в декабре исполняется 100 лет. Во-вторых, мы собрались, чтобы подвести итоги 30-летней работы по программе, созданной великим мастером музыкально-педагогической концепции, и проанализировать состояние, которое сейчас наблюдается в этой сфере. - Почему местом для проведения конференции стал Великий Новгород? - Это закономерно. Дмитрий Борисович был в Новгороде в конце 60-х годов. Он приезжал в музыкальную школу, участвовал в фестивале детской музыки. Но самое главное в том, что в 70-е годы, когда пошла реализация программы Кабалевского, здесь появилось много его сторонников. Поэтому эта конференция в Новгороде не случайна. - Какие доклады Вам запомнились больше всего? - Прежде всего - выступления Людмилы Валентиновны Школяр, ректора Института художественного образования и дочери Дмитрия Борисовича Кабалевского Марины Дмитриевны. Интересно выступили преподаватели музыки нашего университета. Так, Юрий Сергеевич Никифоров представил очень интересное сообщение о духовной хоровой музыке. Анна Владимировна Шалагина выступила с занимательным докладом о новом взгляде на проведение студенческой педагогической практики. - Какое место занимают идеи Кабалевского в эстетическом образовании? - Это примерно то же самое, что сказать, что такое человек. Но не все понимают, в чем заключается его методика. Многое зависит от того, кто несет ее начала. Важно понять суть идей Кабалевского.
По этому поводу мне хочется рассказать одну притчу, которая может это объяснить: "Три работника выполняли одну и ту же работу. Когда одного спросили, что он делает, он ответил: я перетаскиваю камни. Второго спросили: а что вы делаете? Он ответил: я зарабатываю на жизнь. А третий сказал: я строю храм". То же можно сказать о программе Кабалевского. - Как идеи Кабалевского используются в подготовке учителей музыки на кафедре музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин НовГУ? - Наша кафедра в основном работает по программе Кабалевского, учителей готовят именно по этой программе. - Но есть ли альтернатива методике Кабалевского? - Альтернативные методики есть. Это, к примеру, программа Терентьевой, методика Венгрус. Но никто пока не смог подобно Дмитрию Борисовичу пойти в 70 лет в школу и внедрить свои идеи на практике. В этом и состоит уникальность идей Кабалевского. Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1983) - советский композитор и общественный деятель. Наибольшей популярностью пользуются сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни "То березка, то рябина"), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время "Десять сонетов Шекспира". По инициативе Д.Б. Кабалевского была проведена реформа школьного музыкального образования, призванная помочь детям постичь мир музыки. Эта методика лежит в основе преподавания музыки в современной школе. |