Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Постичь суть идей композитора

Анна Михайлова

В конце октября в Великом Новгороде состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Просветитель, ученый, педагог и композитор Д.Б. Кабалевский и педагогика искусства современности".


Постичь суть идей композитора Анна Михайлова В конце октября в Великом Новгороде состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Просветитель, ученый, педагог и композитор Д.Б. Кабалевский и педагогика искусства современности".
Выставочный стенд в музее Д.Б.Кабалевского
Выставочный стенд в музее Д.Б.Кабалевского

В конференции участвовали преподаватели и методисты музыкального образования из Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы, студенты ИНПО и дочь прославленного педагога и композитора Марина Дмитриевна Кабалевская.

Организаторами конференции стали Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Новгородский региональный центр развития образования и другие организации.

Первый день конференции прошел в детской школе музыкально-эстетического образования им. Д.Б. Кабалевского. Там же состоялось торжественное открытие музея композитора. На следующий день заседание продолжилось в Центре музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова, где с приветственной речью выступил президент НовГУ А.Л. Гавриков. В рамках мероприятия был организован круглый стол по проблемам музыкально-эстетического образования.

Конференция завершилась концертом студентов кафедры музыки ИНПО и учащихся музыкальной школы имени Д.Б. Кабалевского в Новгородском лектории.

На вопросы нашего корреспондента Анны Михайловой ответил участник конференции, к.п.н., заведующий кафедрой музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин Михаил Эдуардович Раненко.

Профессор НовГУ М.Н. Андрющихина и заведующий кафедрой музыки и музыкальных дисциплин ИНПО НовГУ М.Э.Раненко
Профессор НовГУ М.Н. Андрющихина и заведующий кафедрой музыки и музыкальных дисциплин ИНПО НовГУ М.Э.Раненко

- Какова цель конференции?

- Во-первых, 2004 год - юбилейный год Дмитрия Борисовича Кабалевского, которому в декабре исполняется 100 лет. Во-вторых, мы собрались, чтобы подвести итоги 30-летней работы по программе, созданной великим мастером музыкально-педагогической концепции, и проанализировать состояние, которое сейчас наблюдается в этой сфере.

- Почему местом для проведения конференции стал Великий Новгород?

- Это закономерно. Дмитрий Борисович был в Новгороде в конце 60-х годов. Он приезжал в музыкальную школу, участвовал в фестивале детской музыки. Но самое главное в том, что в 70-е годы, когда пошла реализация программы Кабалевского, здесь появилось много его сторонников. Поэтому эта конференция в Новгороде не случайна.

- Какие доклады Вам запомнились больше всего?

- Прежде всего - выступления Людмилы Валентиновны Школяр, ректора Института художественного образования и дочери Дмитрия Борисовича Кабалевского Марины Дмитриевны. Интересно выступили преподаватели музыки нашего университета. Так, Юрий Сергеевич Никифоров представил очень интересное сообщение о духовной хоровой музыке. Анна Владимировна Шалагина выступила с занимательным докладом о новом взгляде на проведение студенческой педагогической практики.

- Какое место занимают идеи Кабалевского в эстетическом образовании?

- Это примерно то же самое, что сказать, что такое человек. Но не все понимают, в чем заключается его методика. Многое зависит от того, кто несет ее начала. Важно понять суть идей Кабалевского.

Любители творчества Кабалевского - участники конференции
Любители творчества Кабалевского - участники конференции

По этому поводу мне хочется рассказать одну притчу, которая может это объяснить: "Три работника выполняли одну и ту же работу. Когда одного спросили, что он делает, он ответил: я перетаскиваю камни. Второго спросили: а что вы делаете? Он ответил: я зарабатываю на жизнь. А третий сказал: я строю храм". То же можно сказать о программе Кабалевского.

- Как идеи Кабалевского используются в подготовке учителей музыки на кафедре музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин НовГУ?

- Наша кафедра в основном работает по программе Кабалевского, учителей готовят именно по этой программе.

- Но есть ли альтернатива методике Кабалевского?

- Альтернативные методики есть. Это, к примеру, программа Терентьевой, методика Венгрус. Но никто пока не смог подобно Дмитрию Борисовичу пойти в 70 лет в школу и внедрить свои идеи на практике. В этом и состоит уникальность идей Кабалевского.

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1983) - советский композитор и общественный деятель. Наибольшей популярностью пользуются сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни "То березка, то рябина"), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время "Десять сонетов Шекспира". По инициативе Д.Б. Кабалевского была проведена реформа школьного музыкального образования, призванная помочь детям постичь мир музыки.

Эта методика лежит в основе преподавания музыки в современной школе.