Инновация в методологии. Краска для "бесцветных" голосов | ||||||
Л.А. Венгрус
| ||||||
Публикация в нашем журнале (за февраль 2005 года) статьи о Л.А. Венгрус и ее уникальной методике постановки голоса стала своеобразным трамплином для признания достижений профессора НовГУ на всероссийском уровне. Сегодня мы печатаем отрывок из публикации Л.А. Венгрус в журнале "Академия музыки", 2005, № 4, с предисловием главного редактора Юрия Семеновича Корева. "Материал Л.А. Венгрус представляет собой краткое, в сущности, конспективное изложение собственно теоретических, методических и, как видно, экспериментальных "пилотных" работ нашего ученого, посвященных проблеме всеобщего музыкального образования. Проблема эта - капитальная и сохраняющая полностью свою актуальность, как в школьном, так и в вузовском образовании. Ощущение незаурядности, быть может, даже уникальности педагогической деятельности Л.А. Венгрус, - качества, умноженные подвижническим отношением автора к своему делу, плюс бесспорные ее практические результаты, - все это побуждает лишний раз поддержать Л.А.Венгрус и выразить надежду на возможность заинтересованности обсуждения ее методологии в среде специалистов-теоретиков". Предлагаемая автором методика базируется на идеях выдающихся музыкальных организаторов З.Кодая, Д.Кабалевского и К.Орфа | ||||||
Выдающиеся музыканты-просветители XX века Золтан Кодай и Карл Орф определили суть музыкальных занятий в системе общего образования или, иначе, в системе музыкального всеобуча как формирование "фундамента музыкальности", включающего: развитое чувство ритма, развитый музыкальный слух, развитую способность ориентации и музыке, развитую "руку". Но формирование "фундамента музыкальности" является и задачей профессионального музыкального образования. Таким образом, речь идет о том, что занятия музыкой и для профессионалов, и для непрофессионалов по сути - на сущностно-смысловом уровне - едины, разница лишь в "дозировке", в формах и способах изучения музыки. В контексте своей эпохи уже были пройдены три направления формирования "фундамента музыкальности": через развитие музыкального слуха (З.Кодай), через развитие чувства ритма (К.Орф), через "слушание" музыки (Д.Кабалевский). Непрофессионалам - петь Эти идеи, трансформируясь во времени, внесли свою лепту в становление национальных форм музыкального образования в системе народного образования и, составляя сокровищницу мировой музыкальной педагогики, продолжают оставаться источником размышлений на предмет реализации идеи музыкального всеобуча на профессиональной основе.
Европейская культура - это спектр разных культур, весомой частью которой являются народная и классическая музыка. Существующая система музыкального образования в системе общего образования представляет собой сплав фольклора, национального творческого опыта с идеями методов Ж.Ж.Далькроза, З.Кодая и К.Орфа: музыкально-певческие игры народных традиций в музыкальном образовании Португалии, метод первоначального музыкального воспитания Э.Уиллимса, новая философия образования - музыка для исполнителей - Д.Эллиота, проект организации музыкального воспитания детей Высшей школы музыки имени Ф.Мендельсона-Бартольди (Лейпциг), введение в программу общеобразовательных школ Австрии предмета "Хоровое пение", программа С.Судзуки по развитию творческих способностей, "певческие классы" и "певческие школы" З.Кодая в Польше, программа музыкального обучения З.Кодая в Италии, работа его же Летнего института в Калифорнии, опыты экспериментальной группы "Рilot class" по изучению педагогических систем К.Орфа н З.Кодая в Массачусетсе, "игры с музыкой" И. ван Хауве (Голландия), "беседы о музыке" Р.Сибра (Чехия), музыкальное воспитание через творчество - М.Шафер (США.)... Но при этом одна, ключевая, с нашей точки зрения, проблема - постановка голоса - не является отправной точкой программ музыкального образования в системе народного образования ни в нашей стране, ни за рубежом. Хотя здесь необходимо оговорить следующее. В России существовал период подъема в создании особых программ для уроков музыки общеобразовательных школ. Певческое начало было заложено в работах В.А. Багадурова, Г.И. Стуловой, Л.В. Шаминой, В.В. Куприяновой, Ю.Б. Алиева. И в этих программах, безусловно, были свои приоритеты. Но как-то не получило своего дальнейшего развития это направление в виде всеохватывающего явления. Причина, думаю, заключена в том, что недостаточно была разработана сама методика постановки голоса в условиях всеобуча, поскольку лишь приблизительно были изучены характеристики "непевческого (бытового)" голоса. Ведущей у нас остается программа, таким образом, Д.Б. Кабалевского, трансформируемая в трудах его последователей. Концепция Д.Б. Кабалевского - яркого музыканта, рассказами которого о музыке заслушивалась вся страна, - емкая, всеохватывающая, но, к сожалению, успевшая сосредоточиться на самом близком автору - на "слушании" музыки; то же, что должно, нам кажется, составлять базис этого процесса, - изложено тезисно. К сожалению, музыка, после многолетнего изучения в общеобразовательной школе, почти не входит в бытовую жизнь детей и юношества, не становится органической частью их духовного мира; ее возможности позитивного воздействия па процесс формирования личности по-прежнему остаются нереализованными, что во многом способствует напряженности т.н. "молодежных проблем" (алкоголизм, проституция, наркомания и т.д.), обретающих социально-государственный масштаб. В центре - хор!
Отдавая должное уважение последователям, приверженцам традиционного "слушательского" приоритета, мы хотели бы поставить вопрос об ином направлении музыкального образования и воспитания в системе общего образования - о музыкальном всеобуче на профессиональной основе (урок музыки в общеобразовательной школе, музыкальные занятия в высшей школе) с опорой на процесс постановки голоса, реализующем трудно осуществимую в рамках всеобуча прекрасную идею Д.Б. Кабалевского "Каждый класс - хор!". Почему выдающийся музыкант все-таки говорил о хоре? Почему необходимо вновь и вновь утверждать хоровую направленность урока музыки в общеобразовательной школе? Во-первых, предмет "Музыка" в общеобразовательных учреждениях всегда проходит не в индивидуальной, а в коллективной форме, всегда включает "пение". Коллективное же пение невозможно без соблюдения хоровых норм, отсюда хоровое пение должно стать той средой, в которой и свершается процесс постановки голоса и обучения музыке в целом. Во-вторых, хоровое пение уникально: это искусство как источник классического академического образовательно-предметного цикла есть лучший способ организации индивидуальной постановки голоса (по нашему убеждению: никак иначе, нежели в технике оперного пения) и, повторим, лучший способ формирования "фундамента музыкальности" как комплекса. Добавим, что в таком комплексе очень существенен момент нелекарственной реабилитации организма поющих благодаря обретению особой формы "сопротивления материала" (К.Орф) на момент, без которого не постичь технологические и художественные основы музыки. А все это вместе и составляет смысл "слушания" музыки как традиции отечественной культуры и объясняет возникновение той несокрушимой силы, которая способна призвать - "Обнимитесь, миллионы!": Однако пение в хоре в условиях народного образования давно стало своего рода стресс-фактором для его участников, поскольку оно эксплуатирует, но не развивает певческие возможности поющих (если рядом не работает штат педагогов-вокалистов). Приведение хорового звучания "к общему знаменателю" не имеет ничего общего с постановкой голоса, поэтому долговременное "пение" в таком хоре не только не выводит голос из певческого "небытия" или из состояния "непевческого (бытового)", но обязательно сопровождается дискомфортом голосового аппарата (миопатический парез, "узелки крикунов" и проч.) у самих "поющих". По этим причинам фактически "сошло на нет" хоровое движение в нашей стране, именно здесь корни тотального певческого "безмолвия" народа: нечем петь (нет певческих голосов), нечего петь (неведом богатейший репертуар), не о чем петь (в обществе произошла переакцентуация приоритетов). И все-таки - хор!!! Согласно классическому определению П.Г. Чеснокова, "хор - это собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы". Голос слаб? Усилим! Сегодня, соответственно, "музыкальный всеобуч" - собрание поющих, в звучности которого отсутствует ансамбль, отсутствует строй, отсутствуют нюансы, поскольку отсутствует певческий голос и "фундамент музыкальности" ввиду отсутствия (субъективного или объективного) духовной потребности в личном музицировании. Итак, мы видим, что подавляющее большинство взрослых людей обладает "непевческими (бытовыми)" голосами, бестембренными, слабыми, устающими от долговременной нагрузки, маленького диапазона, то есть характеризующимися минимумом певческих возможностей, минимумом выразительных средств (техническая беспомощность), а значит, к сожалению, удовлетворяющими и МИНИМУМУ духовно-художественных потребностей его обладателя (Б.В. Асафьев). В такое "бесцветье" при существующем положении дел могут превратиться и взрослеющие детские голоса. Со своей стороны, мы знаем - и это доказано практикой, что данная проблема и научно, и дидактически разработана и ее результаты могут быть использованы уже сегодня при широком внедрении в практику общеобразовательных школ. Да, певческий голос - это завораживающая тайна. Но, подчеркнем, она может быть раскрыта, и овладеть ею может каждый человек на основе, как писал Р.Юссон, "систематизированных указаний и советов,постепенное усвоение которых приводит к появлению у любого здорового человека определенных певческих навыков или вокальной техники, обеспечивающей желаемые диапазон, силу и тембр голоса при неутомляемости голосового аппарата". Очевидно, нужна новая педагогика, новая технология обучения на уроках музыки, которая при равных условиях (один час в неделю) обеспечит ожидаемый и необходимый результат; нужен особый, нестандартный подход к пониманию музыкальных возможностей тех, кто составляет всеобуч. Отсюда урок музыки - это активное вокально-дирижерски-теоретико-оркестрово-хоровое музицирование, где все компоненты взаимосвязаны, детерминированы, подчинены решению множества образовательных задач, но сосредоточены на одном - на постановке голоса, осуществляемой в пределах очень маленьких диапазонов и даже на одном звуке. Важно не количество интонируемых звуков, а их качество. Качество же сразу, с первого урока должно быть только профессиональным певческим, темброво определенным, а значит, формирующим "три вокальных кита": "вокально-телесную схему", "вокальную формулу", "певческий тон". Постановка голоса становится ядром процесса хорового пения, обеспечивающего решение той самой главной задачи - формирования "фундамента музыкальности", о которой уже говорилось. А вот ее схематично выраженные этапы: постановка голоса - хоровое пение ("сопротивлении материала") - "фундамент музыкальности" - самоактуализация личности. Есть такая технология! Такая технология разработана в НовГУ и названа нами начальное интенсивное хоровое пение, основанное на огромной практической работе с людьми разного возраста (дошкольники, школьники, студенты, взрослые), на тщательных многолетних научных исследованиях, проводимых совместно со специалистам из разных областей (физиологи, акустики, фониатры, преподаватели-консультанты СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова), что служит обоснованием данной концепции, теории и методики музыкального образования в системе общего образования. Начальное интенсивное хоровое пение - это система, метод, процесс, опирающийся на объективные музыкально-певческие и психофизиологические возможности детей, юношества, взрослых - обладателей "непевческих (бытовых)" голосов, ведущий к общей цели - к формированию - напомним еще раз это определение - "фундамента музыкальности". Что он собой представляет? Как мы полагаем, это комплекс, включающий четыре составляющих: исполнительство, музыкальные способности, информационно-образовательный академический цикл, "круги музыкальности"; возникающий в рамках начального интенсивного хорового пения в результате работы по созданию "певческого" голоса из "непевческого" в эволюции "голосок - голос - голосище", присутствие которого адекватно "вершинному переживанию", "ситуационной переменной" в жизни человека. Мы установили на практике, что постановка голоса реальна для всех без исключения людей любого возраста (пока есть физические силы), что природные музыкальные данные и даже отсутствие - мнимое или реальное - музыкального слуха ("дисмелодизм") не являются решающим фактором успешности обучения. Из имеющегося реального материала (то есть - из его отсутствия!) необходимо извлечь максимум возможностей, нельзя ждать, пока необходимые "музыкальные данные" будут развиты (кем? чем?) и тогда лишь начинать свою работу; все надо делать сразу, на том, что есть, но делать точно и профессионально. Заранее предвижу контраргументы моих оппонентов: ...петь нечем. Но можно формировать вокально-телесную схему (тренировать мышцы), что ликвидирует дисмелодизм, вызовет к жизни голос. И не просто некую звучность, но именно голос, - притом сразу на певческой опоре! ...диапазона нет. Но и на одном звуке можно формировать вокально-телесную схему, вокальную формулу и певческий тон! ...знаний нет никаких. Но и о самых сложных элементах музыки классического предметного цикла можно рассказать просто: самое главное (суть - технология - практическое применение - художественная ценность), объясняя их взаимосвязь, а также необходимость и значимость присутствия в музыкальном процессе! ...репертуара нет совсем. Но можно эскизно ("впрок") в прогрессии уменьшения ошибок штудировать сочинения мировой классики; потом, когда придет голос, репертуар будет огромный и сразу же исполняемый в певческом тоне с пониманием музыкального стиля! "Переход" голоса из бытового в "певческий" имеет свои особенности. Отметим в этом процессе, носящем эволюционный характер, принцип "елочки": перед каждым появлением нового качества голос обязательно "сворачивается" по диапазону, с появлением же такового же он "разлетается" по диапазону до трех октав, затем снова "сворачивается", вновь рождается новое качество, и так - до полной стабилизации. Стабилизация выражается точным тембром, определяющим качество голоса (сопрано, тенор, бас и т. д.) вместо общего "бытового". Самое важное - это вариабельность приемов: все, что только можно сделать с вокально-музыкальным произведением, надо сделать! Самое простое упражнение, произведение - это повод для освоения вокально-телесной схемы, вокальной формулы, певческого тона, для штудирования "сопротивления материала", для развития музыкальных способностей (чувство ритма, чувство лада, музыкальный слух) и творческо-алалитического мышления (опережающего, предслышания-предчувствования, корректирующего) с опорой на нотную запись, что прекрасно подготавливает к работе над композиторским произведением и дальнейшей музыкально-хоровой работе в лучших традициях отечественной школы. |