Кто учит молодых? | ||
Елена Луковицкая, ИНПО НовГУ
| ||
Феминизация институтов среднего образования - явление нашей современности, поскольку в XIX веке, да и в начале XX века женщины практически не имели возможности получать высшее образование (принятое в 1862 году "Положение об университетах" закрывало женщинам доступ к высшему образованию в России) и преподавать в старших классах школ и университетах. Даже Софья Ковалевская, получившая в Германии степень доктора математических наук и уже имевшая мировую известность, могла претендовать в Петербурге в 1874 году только на должность учителя арифметики в начальных классах женской гимназии. Сам министр народного просвещения России отказал С.Ковалевской, заметив, что "она и ее дочь успеют состариться, прежде чем женщины будут допущены к университету". | ||
Сейчас в России 56% женщин имеют высшее образование и активно работают в различных образовательных институтах, тогда как мужчин становится все меньше в средних образовательных учреждениях. Каковы причины этой тенденции?
Социальное устройство образовательных учреждений отражает в целом гендерную (по признаку пола) стратификацию общества, сохраняя, закрепляя и даже усиливая неравный статус мужчин и женщин в обществе. Как заметила М.Мид, известная американская исследовательница в области антропологии, "мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины и женщины, признают их важными. Если тоже самое делают женщины, такие занятия объявляются менее существенными". Престижность, ценность педагогической работы в школах многими современными государствами оценивается невысоко и соответственно оплачивается, и поэтому в этой сфере преобладают в основном женщины. Так, например, в новгородских школах работает всего 8% учителей мужчин, а среди директоров их 30%. Зарубежный исследователь, опрашивая мужчин - учителей начальных классов, получил данные о том, что окружающие относятся к таким мужчинам с подозрением, поскольку они выполняют гендерно не типичную работу. В них подозревают педофилов, гомосексуалов или подразумевают, что они занимают какие-либо руководящие должности в школе. Низкую оплату женской работы некоторые социологи объясняют следующим образом - "работодатели, которые нанимают дешевую рабочую силу на полную ставку и дешевую женскую рабочую силу на неполную ставку, в сущности, основываются на предполагаемой зависимости этих групп от семьи. Считается, что обе эти группы относятся к домохозяйствам, где основные расходы несут те, кто зарабатывает больше. Виды деятельности, для которых сейчас готовят девочек, предлагают низкую оплату, пока они молоды, и работу на неполную ставку, когда они становятся старше. Они привыкают к зависимости, низкой оплате и "реальным" (в рамках существующего рынка рабочей силы) перспективам". Однако далеко не всегда женщина имеет рядом партнера-мужчину (мужа), зарабатывающего больше. В Новгородской области насчитывается 9117 матерей-одиночек, воспитывающих 10100 детей. Кроме того, есть немало одиноких женщин и женщин, живущих с престарелыми родителями. В престижных высших учебных заведениях в составе персонала мужчин значительно больше - примерно две трети. Хотя в России за годы перестройки, когда значительно уменьшилась зарплата преподавателя вуза, количество мужчин и женщин в высшем образовании почти сравнялось - 52% и 48% (на начало 1999/2000 учебного года) соответственно. Однако среди руководящего состава вузов преобладание мужчин становится намного заметнее. Таким образом, в образовательных учреждениях не только предоставляются возможности продвижения, но и ограничиваются возможности высокой карьеры для женщин. Сравнительное исследование группы женщин-ученых в Великобритании и США показало, что в обеих странах женщины имеют в среднем нагрузку больше, чем мужчины, и реже преподают в аспирантуре. На обыденном уровне это часто объясняется тем, что мужчины способнее и умнее, поэтому и занимают более престижные места. Но так ли это в действительности? Экспериментальные исследования, проведенные Р.Хаген и А.Канн показали, что сравнительно более высокая компетентность для женщин оказывается скорее отрицательным фактором для служебного продвижения, поскольку высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. В своем исследовании авторы обнаружили, что в целом и мужчины, и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Эта тенденция сохраняется в условиях как кооперативного, так и соревновательного взаимодействия. Мужчины оказывали предпочтение компетентным женщинам только тогда, когда по условиям эксперимента не требовалось выполнения сложной задачи. Значимым фактором в этом эксперименте были взгляды мужчин на отношения полов - консервативные (традиционные) или более либеральные. Мужчины с традиционными представлениями исключали из своей группы компетентных женщин только в соревновательных условиях, назначая на роль лидеров некомпетентных женщин (чтобы не снизить своей самооценки, поскольку в соответствии с неписаными нормами доминирующей культуры "настоящий" мужчина превосходит женщину). Мужчины с более либеральными взглядами исключали из своей группы компетентных женщин реже и признавали в них лидеров чаще, чем "консерваторы", однако не чувствовали к ним никакого расположения. |