Золотой кураторский корпус | ||
Татьяна Васильева
| ||
Все мы ощущаем, что в период начала реформ был упущен очень важный момент - воспитание молодёжи, многие вопросы были брошены на самотёк. Все понимают, что воспитывать молодого человека надо постоянно, независимо от уклада общества выпускник вуза должен быть не только знающим специалистом, но и всесторонне воспитанным человеком. На факультете естественных наук и природных ресурсов ИСХиПР к этой грани высшего образования подходят очень тонко. | ||
- У нас на факультете кураторы закрепляются за первыми и вторыми курсами, ими работают замечательные преподаватели. Мария Андреевна Борина - куратор географов (гр. 3161 и 4161), химиков - Валерия Петровна Кузьмичева (гр. 4651) и Екатерина Александровна Пчелина (гр. 3651), биологов - Тамара Васильевна Денисенкова (гр. 3141) и Ольга Николаевна Леонтьева (гр. 4141), экологов - Галина Николаевна Олисова (гр. 4301) и Галина Васильевна Васильева (гр. 3301). Вот наш золотой кураторский корпус. Все педагоги-кураторы работают в тесном контакте друг с другом и с педагогами-организаторами Еленой Николаевной Бойко, Тамарой Васильевной Денисенковой. Мы детально изучили нормативные документы НовГУ - "Положение о педагоге-организаторе специалиста", "Положение о Центре культуры и досуга" и на их основе разработал своё "Положение о работе куратора студенческой группы". На учёном совете факультета оно было рассмотрено и утверждено. Кроме того, кураторы разработали свои планы. Регулярно проводятся совещания кураторов, педагогов-организаторов и старост. Обсуждаем вопросы учёбы, права и обязанности студентов, в сентябре сразу же познакомили первокурсников с системой "Ритм". - Галина Николаевна, какие проблемы возникают у первокурсников, в чём сложность работы кураторов? - спрашиваю преподавателя химии Г.Н. Олисову, работающую с первым курсом. - Я куратором работаю всего год, может быть, потом какие-то проблемы возникнут и ещё, но сейчас вижу такие. Во-первых, адаптация студентов к высшей школе, ведь к нам, в основном, приходят семнадцатилетние юноши и девушки. С одной стороны, они считают себя очень взрослыми людьми, с другой, ещё совершенно не умеют быть ими, то есть решать свои проблемы. Загоняют появляющиеся проблемы куда-то в угол, по-детски надеясь, что всё потом само собой разрешится. И поэтому я считаю, что я как куратор в первую очередь должна помочь студентам адаптироваться, а значит, научить их давать себе реальную самооценку. Считаю, что куратор не должен решать проблемы за них, да в принципе, это и невозможно. Мы все люди взрослые, прекрасно понимаем, что чужие проблемы никто решить не сможет. Но дать какой-то совет, подтолкнуть к правильному решению, открыть, что называется, глаза - это в наших силах. И как преподаватель я с такими ситуациями сталкивалась, но как куратор я нахожусь на более близком расстоянии со студентами, знаю их общее положение, где живут - в общежитии или дома, как быт устроен, имеют ли они возможность заниматься. И вообще, почему у них проблемы с учёбой возникают: или слабая школа, или неумение самоорганизоваться. Часто бывает так - после домашней опеки вдруг воля, свобода, взрослая жизнь, вот проблемы и возникают. Поэтому главная моя цель - научить их самостоятельности. И именно в самом начале студенческой жизни, на первом курсе - помочь советом, вовремя напомнить о том, что проблема уже есть, что её надо решать. Если надо, поконтактировать с родителями, тут, правда, всё индивидуально решается. Потому что некоторые дети от этого только больше замкнутся. Да и школы студенты заканчивают разные, какие-то учат самостоятельности в учёбе и работе, другие держат своих питомцев в "тепличных условиях". А тут жизнь уже настоящая, взрослая, проблемы, хочешь - не хочешь, возникают. - Кураторы очень помогают ребятам на первых этапах самостоятельной жизни, - уверена декан факультета ЕНиПР Вера Матвеевна Кондратьева. - Студенты учатся, как взаимодействовать с администрацией, с деканатом, с УСС, студенческим профкомом, студенческим союзом университета. Даже тому, как войти, как начать разговор. Они должны знать, что существуют определённые нормативы учебного процесса, и кураторы их с ними знакомят. Для студента важно выполнять эти правила: вовремя принести ту же медицинскую справку, вовремя внести плату, спланировать поездку домой, заранее об этом предупредить, написать заявление, сообщить о том, где он будет находиться - не мелочи. Студент учится не только специальным дисциплинам, но и проходит определённые этапы школы жизни. Он учится общаться и находить свой правильный путь. А ректор наш Николай Несторович Максимюк всегда говорит первокурсникам: "Желаю, чтобы вы таким же составом закончили институт". Куратор - это тот человек, с которым можно неформально общаться, ему можно рассказать о своих проблемах, например, о задолженности и получить совет. А в целом взаимодействие куратора и групп выражается и в показателях успеваемости в группе, на факультете, в целом по университету, да потом и на дипломе отразится. Как личность, как индивидуум, студент для себя получает образование, и в то же время он учится жить в социуме. - В школе их к этому начинали готовить, и важно, чтобы это чувство молодой человек не потерял, а развивал, - вступает в разговор Мария Андреевна Борина. - Вовремя прийти на занятия для некоторых трудная задача, проблема с транспортом, трудности, конечно, у всех есть, но всё-таки надо уметь себя организовать. - Если нужно отсутствовать на занятии, всякие бывают обстоятельства, мы говорим, пожалуйста, предупреждайте нас заранее, потом приходите, отрабатывайте занятия, не накапливайте ваши долги, - рассказывает Ольга Николаевна Леонтьева. - Некоторые такие организационные моменты считают мелочами, а эти мелочи, накапливаясь, превращаются в большие неприятности. Есть такие понятия, которые во взрослой жизни должны выполняться обязательно: вовремя прийти на занятие, отработать тему. Учёба - это работа, это очень ответственный труд, за который ещё и стипендию платят, и диплом студент зарабатывает. Кураторы изо дня в день воспитывают в своих подопечных чувство ответственности. И потом, когда в группе общая аура создаётся рабочая, даже студенты со слабой школой, с плохой подготовкой, стараются, стремятся подтянуться. Здоровый коллектив и воспитывает правильно. А если такого не происходит, то и студенты с хорошим потенциалом могут себя совершенно не реализовать. - Многое значит личность куратора, и тут не важно, большой у него опыт или нет, важна личность, желание помочь студентам, - убеждена М.А. Борина. - Раньше они жили в общежитиях, были на виду, было дежурство в общежитиях. Сейчас мы что сделали, собрали все адреса, где они живут, телефоны, списки эти лежат в деканате, у заведующих кафедрой. Мы можем их найти. Не пришёл дня два-три на занятия, мы хотя бы знаем, где найти студента. Кстати, по нашему опыту в прошлом году и технологи так сделали. У меня есть телефоны старост, 2-3 студентов, с которыми можно связаться, если надо сообщить что-то срочное. По поводу свободного досуга первокурсников у кураторов тоже есть проверенная опытом точка зрения. На первом курсе свободного досуга мало, идут огромные объёмы учебных занятий, потому первокурснику нужно оказывать больше помощи в организации именно учёбы. Перед студентами стоит задача утвердиться на первом курсе. Но и немаловажно найти время и организовать экскурсии, встречи с интересными людьми науки, культуры, профессионалами, знакомство с историческими местами и памятниками нашего города, эта форма досуга и развивает, и воспитывает, способствует сплочению группы. Такие поездки, встречи, то есть организованный досуг, направленный на развитие личности, поднимают общий уровень студента. Тесный контакт с Центром культуры и досуга осуществляют на факультете Тамара Васильевна Денисенкова и Елена Николаевна Бойко. Единственно, возникают денежная и временная проблемы (потому что у первого курса, например, действительно большие учебные нагрузки). - Через наши "географические четверги", - добавляет Мария Андреевна Борина, - стараемся их заинтересовать в избранной профессии. Потому у нас выступают даже старшекурсники, ходившие в экспедиции - Валера Васильев, Юра Кувыркин, Дмитрий Зиновьев, интересно рассказывал про путешествие по Докучаевскому меридиану студент четвертого курса Денис Дроздов. Недавно на факультете появилась новая идея - организовать студенческое самоуправление типа студенческой думы на ППФ. Инициатива исходила от студентов после того, как они прочитали о думе на ППФ в газете "Новгородский университет" и загорелись: "А почему бы нам это не сделать?". Дважды уже студенты - биологи и географы - вместе с кураторами ходили на психолого-педагогический факультет, участвовали в работе их думы, набирались опыта. - Для многих это будет школа организаторской работы, она им пригодится в дальнейшем, - убеждена декан. - И ещё волнует одно. В решении Учёного совета от 3.9.04 о перспективах развития воспитательной деятельности в университете говорится о необходимости материальной поддержки. И это правильно. Как было бы прекрасно, например, если бы у университета был хороший автобус, чтоб периодически предоставлялась возможность получать автобус для экскурсий, чтобы посетить Санкт-Петербург, пригороды, культурные центры. Когда, как не в студенческие годы накапливать для себя бесценный багаж культуры. И надо как-то поощрять студентов, которые участвуют в общественной работе, ведь они стараются не только для себя. Тут механизм можно продумать: то ли бесплатный интернет предоставлять, то ли почаще организовывать поездки, посещения театра: Надеемся, что студенты, прочитав материал, поймут: нет смысла оставаться с проблемами наедине, нужно смело обращаться к куратору или в деканат. |