Представляем лауреатов | ||||||||||
7 декабря - Ярославов день
| ||||||||||
Приближается один из самых главных праздников НовГУ - Ярославов День, который традиционно отмечается 7 декабря. По установившемуся обычаю одним из основных событий этого дня является вручение медалей Ярослава Мудрого трех степеней и свидетельств о присвоении звания "Почетный доктор НовГУ". Кандидатами на эти награды и звания становятся люди, чей вклад в дело развития нашего вуза очень велик. В этом номере газеты мы знакомим вас с номинантами наград, героями Ярославова Дня-2004. | ||||||||||
Медалью Ярослава Мудрого I степени награждается Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев
Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (в миру - Николай Церпицкий) родился 13 апреля 1946 года в селе Залужье (Минская область, Белоруссия) в семье священнослужителей. В 1966-69 годах служил в армии. В 1969 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, позднее - в духовную Академию. Кандидат богословских наук. 28 марта 1971 года пострижен в монахи. Несколько дней спустя был рукоположен в иеромонахи. C 1972 по 1975 годы - личный секретарь у митрополита Никодима. В 1975-78 годах - учеба в Григорианском университете в Ватикане. С 8 августа 1978 года - архимандрит. С октября 1978 года по октябрь 1980 года - настоятель Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске, благочинный храмов Олонецкой Епархии, преподаватель Ленинградской духовной академии. С октября 1980 года - настоятель Воскресенского храма г. Рабат (Марокко), президент экуменического совета марокканских церквей. В 1982-1983 годах - сотрудник московского отдела внешних церковных сношений. С 13 октября 1983 года по 31 октября 1987 года - настоятель Спаса-Преображенского собора в Выборге. 1 ноября 1987 года - епископ Ташкентский и Среднеазиатский. С 20 июля 1990 года - епископ Новгородский и Старорусский. С 1 октября 1990 года - в составе комиссии Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. С 1992 года - председатель оргкомитета Арсениевских чтений. 5 февраля 1995 года получает сан архиепископа, а 10 июля 1997 года входит в Состав президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев входит в состав Попечительского Совета нашего университета и вносит больший вклад в дело нравственного воспитания подрастающего поколения, наших студентов. 14 октября с.г. мэр Великого Новгорода Николай Гражданкин вручил регалии "Почетного гражданина Великого Новгорода" архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву. Это звание присвоено новгородскому архипастырю решением городской Думы за заслуги в возрождении духовно-нравственных ценностей, большой вклад в развитие религиозной и просветительской деятельности. Торжественная церемония состоялась в Покровском соборе. Медалью Ярослава Мудрого II степени награждается Михаил Наумович Певзнер
Родился будущий ученый 5 октября 1951 года в городе Конотоп (Украина) в семье врачей. А посему профессию медика все родственники прочили ему прямо с рождения. Но, как говорит теперь, усмехаясь, сам Михаил Наумович, "в семье не без урода". Мальчику доставляло огромное удовольствие наблюдать за тем, как его школьная учительница выводит в журнале красными чернилами отметки. Стоя за ее спиной, он обводил своим взглядом класс, представляя себя в роли учителя. А в свободное от учебы время помогал своим одноклассникам делать домашние задания, не раз писал он сочинения на заданную тему в десяти вариантах - для всех своих друзей сразу. "Я получал от этой игры большое удовольствие, - вспоминает Михаил Наумович сейчас. - Она меня безумно увлекала. После проверки моих "творений" учителя зачастую ставили моим друзьям пятерки и прочили будущее журналистов. Мне - нет: я, как правило, писал себе в последнюю очередь". Но, несмотря на это, фамилия Певзнер была в списке тех, кто окончил школу с золотой медалью. Казалось бы, как у всех отличников, отношения с преподавателями должны были складываться просто идеально. Но и в школе, и в институте между ними периодически возникали какие-то разногласия. "Я всегда говорил то, что думаю. К этому теперь приучаю и студентов. Главный критерий сейчас на творческом экзамене при поступлении на наш факультет - умение отстоять свою точку зрения. Я считаю, что учитель и ученик должны быть партнерами, но ни в коем случае не далеки друг от друга". Во время учебы в Смоленском педагогическом институте Михаил Наумович, стремясь опять-таки к правде, возглавлял на своем факультете профбюро. В свое время такие организации занимались защитой прав студентов. И если на большинстве факультетов это бюро существовало только формально, то на факультете иностранных языков, где учился Певзнер - реально. Но не только этим был знаменит будущий декан ППФ. Один на факультете, он получал Ленинскую стипендию - вместо 56-ти рублей - 100. После получения диплома с отличием, молодой учитель немецкого и английского языков уехал работать в сельскую школу. Многие в те года уезжали в деревни по принуждению и воспринимали такое распределение как маленькую трагедию, чувствуя себя при этом крайне обделенными. Михаил Наумович говорит, что для него подобный опыт был очень большой школой жизни. Юноша попал по распределению в Шумячскую среднюю школу Смоленской области. "Более искреннего отношения к учителю, чем там, я больше нигде не встречал. На любовь педагога отвечали любовью ученики. Я пытался внести культуру в их сердца. Проводил экскурсии, коллективные чтения у заветного камня, вместе с ребятами устраивали концерты". Когда через два года Михаила Наумовича призвали в ряды Советской армии, провожать его вышло все село. Перед уходом в армию учитель и ученики, порезав руки, дали друг другу клятву кровью, что никогда друг друга не забудут. В армию нынешнему декану приходило еженедельно по 15-20 писем. И в каждом из них Михаила Наумовича приглашали на выпускной вечер, который ему так и не удалось посетить. Не помогло даже обращение ребят в министерство обороны с просьбой отпустить солдата на этот праздник. Оттуда ответили, что это было бы возможным только после принятия присяги, чего, увы, в тот момент еще не случилось. В целом, служба в армии прошла без особых бед и приключений. "Психологически я был к ней готов", - говорит Певзнер. В свое первое увольнение, через год после службы, Михаил Наумович познакомился на танцах с девушкой, которая через некоторое время стала его женой. Сейчас в этой семье два сына. Старший закончил ППФ, возглавлял студенческий совет НовГУ, и, как уверяет его отец, он унаследовал любовь к общественной работе. Сразу после демобилизации Певзнер поехал в гости к старшему брату, который к тому времени жил в Новгороде. "Когда пришел в Кремль, погулял по нему, посмотрел на Волхов, решил, что, точно, останусь здесь жить. И остался. Пошел работать в школу №8. Опять был классным руководителем. Но это был уже другой класс: того, первого, мне не хватало всю жизнь". В 27 лет Михаил Наумович стал директором школы № 27 (нынешняя гимназия "Исток"). В то время он был самым молодым руководителем в этой области. И восемь лет в этой должности ему много дали, он научился работать с разными людьми, понял разницу между работой внутри коллектива и руководством им. Всегда охотно работал со старшеклассниками. "Мне не хватало живого общения с детьми, классного руководства больше, чем административного управления. Только педагогическая лирика согревала душу. В какой-то период я понял, что моя жизнь идет по замкнутому кругу". И Певзнер решил попробовать себя в науке, не имея для этого никаких формальных предпосылок. Зарплата старшего преподавателя на кафедре педагогики была намного меньше, чем у директора школы, обучение в аспирантуре еще продолжалось. Многим его уход из школы был непонятен. Но это до поры, до времени. В 1991 году Певзнер защитил кандидатскую диссертацию, в 1997-м - докторскую. В 1992-м возглавил кафедру педагогики, а с 1993-го - года возникновения ППФ - и сам факультет. Сейчас это один из самых рейтинговых и популярных факультетов НовГУ. "При создании факультета (Я замечу, что М.Н. был в числе его инициаторов. - Н.Ш.) соединилась воедино моя любовь к педагогике и к иностранному языку. И это было не только мое личное желание, но и объективная необходимость. Мы первыми пошли на создание билингвального обучения. Я считаю, что этого сейчас не хватает на многих других факультетах. Не хватает им и своих органов самоуправления. На ППФ с самого начала работает Студенческая Дума, к голосу которой преподаватели не могут не прислушиваться". Слушая рассказ Михаила Наумовича о его жизни, первом классе, в котором он преподавал, я увидела в его лице образ того самого классного руководителя, которого не хватало мне в школе. Я думаю, и у вас, прочитавших эту небольшую статью, возникло ощущение, что классный учитель должен быть таким же классным, как Михаил Наумович Певзнер! Наталья Шумилова, "Новгородский университет", 2001, № 27-28 Медалью Ярослава Мудрого III степени награждается Мария Николаевна Андрюшихина
В 2003 году исполнилось 45 лет подвигу на педагогической ниве Марии Николаевны Андрюшихиной, профессора, заведующей кафедрой иностранных языков НовГУ. Это высококвалифицированный специалист высшей школы, автор многочисленных научных и научно-методических работ. В течение многих лет Андрюшихина руководит научно-методическими направлениями кафедры, готовит аспирантов, соискателей, магистров. Много душевных сил Мария Николаевна отдаёт нравственному и эстетическому воспитанию молодёжи. И уже можно с уверенностью сказать, что для десятков сотен людей она стала Учителем жизни. Потому что все эти годы она несёт в руках факел знаний, уважения и любви к людям: Летом с.г. вышла из печати книга о М.Н. Андрюшихиной, в которой подробно освещена ее биография. Книга "Свет доброты" предназначена для широкого круга читателей. Звание "Почетный доктор НовГУ" присваивается Францу Иосифу Кайзеру
Профессор Падерборнского университета Франц-Йозеф Кайзер - руководитель направления экономической педагогики в Падерборнском университете (Германия) в области научных исследований и международной деятельности: он прошел академическую практику в НовГУ в рамках сотрудничества ИЭиУ с Падерборнским университетом. Профессора Кайзера связывают с НовГУ теплые дружеские отношения уже с 1996 года. Несмотря на достаточно солидный возраст Франц-Йозеф Кайзер - большой энтузиаст своего дела, активный и жизнерадостный человек. Приехав однажды в Россию, он понял, что найдет здесь близких друзей, полное доверие и взаимопонимание, поэтому его стремление передать свои знания и огромный опыт воплотились в два успешно проведенных совместных проекта, участниками которых стали сотрудники ИЭиУ. В апреле 2002 года был открыт проект Темпус-Тасис "Создание и институциональная поддержка союза учреждений по переподготовке и повышению квалификации преподавателей экономических дисциплин", инициатором, которого стал профессор Франц-Йозеф Кайзер. Глобальная цель проекта - совершенствование и развитие экономического образования в регионах России в условиях демократизации общества и становления рыночного хозяйства для успешного завершения трансформационных процессов. По приглашению профессора Кайзера в октябре 2002 года новгородская делегация в составе профессора Е.А. Бондаренко, доцента кафедры экономической теории А. В. Веткиной, директора НРЦРО Н.Д. Иванова и ведущего специалиста методического центра РЦРО О.М. Тихомировой посетила Падерборнский университет. Участвуя в совместных проектах с НовГУ профессор Франц-Йозеф Кайзер внес огромный вклад в разработку учебных программ и курсов в ИЭиУ. Анна Веткина, к.э.н., доцент кафедры экономической теории Звание "Почетный доктор НовГУ" присваивается Алексею Леонидовичу Вернеру
Доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, автор более ста научных трудов, учебников для вузов и школ Алексей Леонидович Вернер родился 8 августа 1934 года в Ленинграде. В школу он пошел в блокадный 1942-й год, проучился всего 8 дней и ослабленный попал в организованный для детей стационар. На следующий год его взяли сразу во 2-й класс. Школу Алексей окончил с золотой медалью и мечтал учиться на математико-механическом факультете ЛГУ. Но из-за идеологических установок в университет его не приняли. И Алексей оказался на дефектологическом факультете ЛГПИ имени А.И. Герцена. Через полтора месяца перевелся на физико-математический факультет, где активно участвовал в работе студенческого научного общества. Позже вошел в основанную академиком Александровым геометрическую школу, в которой занял достойное место. Областью научных интересов Алексея стала дифференциальная геометрия "в целом" (впоследствии А.Л. Вернер создал известную школу в этой области). По окончании аспирантуры Алексей работал в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности, а через год ректор ЛГУ А.Д. Александров пригласил его на работу в университет. В 1961 году А.Л. Вернер успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые вопросы теории выпуклых поверхностей в пространствах постоянной кривизны". С 1963 года он работает в РГПУ им. А.И. Герцена: сначала - доцент, после успешной защиты докторской диссертации "Исследование по внешней геометрии полных седловых поверхностей" в 1969 году - профессор, потом заведующий кафедрой геометрии, декан факультета математики. В 1970-1980 годы Алексей Леонидович занимается научной работой, подготовкой и изданием учебных пособий и монографий, руководит исследовательской работой аспирантов. Его ученики работают во многих вузах России, в том числе в НовГУ. В 1979 году начался новый этап в научно-педагогической деятельности Алексея Леонидовича: создание учебников геометрии для общеобразовательных школ. Он вошел в авторский коллектив, возглавляемый А.Д. Александровым. За 20 лет этим коллективом издано 19 учебников геометрии для школ. Учебники по геометрии для 7-9 классов А.Л. Вернера, В.И. Рыжика и Т.Г. Ходот стали победителями конкурса по созданию учебников нового поколения. Кроме того, А.Л. Вернером совместно с коллегами издан соответствующий учебный комплект для студентов - будущих учителей математики. С преподавателями математики школ и института Новгородчины А.Л. Вернер сотрудничает с 70-х годов: читал лекции студентам, преподавателям, участвовал в геометрических конференциях, где играл ключевую роль. Одна из первых конференций была проведена в 1969 году. Но наиболее активно и плодотворно это сотрудничество стало развиваться в последние годы. В 1998 году Алексей Леонидович предложил проведение масштабного эксперимента по апробации учебников геометрии нового поколения для общеобразовательных школ и гуманитарных классов. В Новгородской области этот эксперимент осуществлялся под руководством ученых кафедры алгебры и геометрии НовГУ, а подготовка учителей математики для проведения этого эксперимента проходила на базе Новгородского регионального центра развития образования. В прошлом году эксперимент был успешно завершен, и уже совсем скоро новые учебники по геометрии авторского коллектива под руководством А.Л. Вернера будут использоваться во многих школах различных регионов России, в том числе и в школах Великого Новгорода. |