Альянс в пользу леса | ||
Татьяна Васильева
| ||
Позади 18 сентября, праздник работников леса. Подведены итоги, определены перспективы - об этом мы и беседуем с заведующим кафедрой лесного хозяйства ИСХиПР профессором Михаилом Васильевичем Никоновым. | ||
- Каковы главные принципы деятельности вашей кафедры? - Кафедра лесного хозяйства работает в очень тесном контакте с лесохозяйственным производством Новгородской области. Подтверждением тому является договор, который заключён между теперешним Агентством лесного хозяйства (ранее оно называлось Управление лесами) и университетом. А также конкретные договора между лесхозами, кафедрой лесного хозяйства и ИСХиПР о прохождении учебных, производственных, преддипломных практик наших студентов. В качестве базовых приказом по Агентству лесного хозяйства определены 8 лесхозов области, но это не значит, что по другим лесхозам работы нет. Мы стараемся отправлять студентов в те лесхозы, которые располагаются на территории проживания их родителей. В части руководства практиками у нас заведена такая схема: преподаватель, являющийся руководителем дипломного проектирования студентов, обязательно выезжает к месту прохождения практики в лесхоз. Так появляется связь между преподавателем и производством, руководителями производства на местах. У нас альянс производства и образовательной деятельности работает не на бумаге, а на деле. - Насколько близко ваши студенты "окунаются" в само производство? - Учитывая то, что в городе есть Новгородская лесная школа (открыта 1 сентября, раньше это был учебно-курсовой комбинат), мы работаем в тесном содружестве с производством, с каждым лесхозом и руководством лесхоза. В частности, у меня есть возможность, отправляя студентов на производственную или преддипломную практику, настоятельно попросить, чтобы они были привлечены к выполнению непосредственных работ, находясь на какой-то должности. Часто наши студенты, будучи на практике, зачисляются на штатные должности и даже иногда какая-то часть студентов получает за это оплату. Но даже будучи просто практикантом, студент проходит как стажёр всю цепочку по той или иной профессиональной должности, стажируется на выполнении тех или иных должностных функций. Так, начиная с третьего курса, он начинает втягиваться в производственный процесс, на месте изучает производственный цикл и ощущает те или иные прелести (или слабости, недостатки) его. Так у нас заведено и это, на мой взгляд, даёт неплохие результаты. - Достаточен ли уровень подготовки наших студентов? - Учитывая тесный альянс между университетом и нынешней Лесной школой плюс тесный контакт с Санкт-Петербургской лесотехнической академией, мы на сегодняшний день считаем, что готовим студентов и выпускаем их на уровне, удовлетворяющем производство. Подтверждением этому является то, что большая часть выпускников первого, второго, третьего выпуска нашли место на производстве, приняты на работу непосредственно в наши лесхозы. Наши выпускники сегодня работают руководителями различного уровня в лесхозах, на инженерных должностях - инженерами по лесовосстановлению, инженерами по лесопользованию, инженерами по арендным отношениям. Часть выпускников работает прямо в лесничествах, часть - в организациях, учреждениях, связанных с ведением охотничьего хозяйства (в охотуправлении, различных охотничьих коллективах), и ведут работу по охране охотничьей фауны, её пользованию. Студенты НовГУ, выпускаемые сегодня по специальности "Лесное хозяйство", востребованы, их квалификация соответствует тем требованиям, которые предъявляются к специалистам данного уровня. - То есть недаром была сформирована в 1998 году новая кафедра. - Да, недаром. Кафедра выполняет свои задачи, и мы можем уже и дальше развиваться с учётом востребованности нашего рынка специалистами различных направлений в лесном комплексе. Говоря о сегодняшнем преподавательском составе, надо отметить, что подготовленность кадров достаточно высокая. Достаточно сказать, что у нас на кафедре работает из 15 преподавателей три доктора наук, 10 кандидатов наук и только два неостепенённых, это высокий показатель квалификации преподавателей. Если говорить о дисциплинах общебиологического направления, то и для их преподавания квалификация преподавателей высокая. Единственный недостаток мы ощущаем в преподавателях узкого специального блока дисциплин, где пока мы имеем недостаточное количество высоквалифицированных спепиалистов. Мы работаем и над этим, над подготовкой кадров для себя. Пока наш университет не имеет права подготовки по нашей специальности в аспирантуре (ждём решения о предоставлении нам такого права из Москвы), но, не дожидаясь окончательного решения, на сегодняшний день ведём эту работу с Санкт-Петербургской лесотехнической академией, наши выпускники обучаются там в аспирантуре по нужным нам направлениям. Это тоже показатель, характеризующий подготовку наших выпускников. Вот только один пример: Артём Васильевич Константинов - наш выпускник 2004 года - поступил туда в аспирантуру и на вступительных экзаменах получил только круглые пятёрки. Сейчас учится в аспирантуре и параллельно работает у нас на кафедре. Он готовится по лесному направлению и будет закрывать те дисциплины, которые пока слабо подкреплены преподавательскими кадрами. С этой целью мы и предполагаем открыть свою аспирантуру, и, надеюсь, со временем этот вопрос решится положительно. Праздник работников леса мы всегда отмечаем. Мы живём лесной жизнью вместе с нашими коллегами и стараемся иметь всю полную информацию о тех делах, которые сегодня проводятся в лесном комплексе, включая и те мероприятия, которые ведутся на федеральном уровне. Я принимаю участие во всех коллегиях, которые проводятся в Агентстве лесного хозяйства. На все селекторные совещания, проводимые министерством природных ресурсов, также получаю приглашение из Агентства и внимательно слушаю, о чём говорят на федеральном уровне о ведении лесного хозяйства. Праздничные мероприятия в день работников леса проводятся у нас в виде заседаний кафедры, встреч со студентами, где мы информируем их о том, с чем пришло к нему лесное хозяйство области на примере наших лесхозов, их достижений и проблем. Пока ещё, конечно, мы не имеем возможности претендовать на большие заслуги и награду в связи с праздником, но, думаю, в будущем наши преподаватели тоже будут как-то отмечаться руководством лесных органов области. Мы будем стараться, чтобы труд наших преподавателей был замечен. |