"Прибавим данную штукенцию" |
Алла Булгакова, заместитель декана ИТФ
|
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Цель работы преподавателя - воспитание не только хорошего специалиста, но и руководителя производства. А высококлассного инженера не в последнюю очередь отличает грамотная, хорошо организованная профессиональная речь. О формировании профессионального языка у студентов инженерного факультета размышляет Алла Филипповна БУЛГАКОВА, заместитель декана инженерно-технологического факультета. |
Культурная речь - это речь нормированная. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Рассмотрим несколько основных признаков хорошей, точной профессиональной речи. Правильность речи - это её соответствие принятым в настоящее время звуковым нормам. Точность речи - это её соответствие мыслям говорящего и пишущего. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику изложения материала. Есть и другая причина, которая делает речь неточной. Это - плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей. Русскому языку обучают семья, школа, средства массовой информации. Преподаватели инженерных дисциплин не должны оставаться в стороне от этого процесса и не только сами говорить правильно, но и формировать у студентов любовь и уважение к родному языку. Понятность речи - это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Логичность речи - это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей. Простота речи - это естественность, отсутствие "красивостей", вычурности слога, напыщенности, отсутствие пустых фраз. С какой бы нежностью мы ни относились к своему предмету, никаких вольностей в профессиональной речи допускать не следует. Например, точку лучше называть точкой, а не точечкой, балку - балкой, а не балочкой, уравнение - уравнением, а не уравненьицем. Сжатость речи - это отсутствие лишних слов. Многословие часто вредит пониманию, делает трудноуловимой суть вопроса. Но вот повторы бывают не только уместными, но и необходимыми для лучшего структурирования и запоминания учебного материала. Чистота речи - это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных. Категорически недопустимы, к примеру, выражения: "Данную штукенцию прибавим вот сюда и получим эту фигню". И такое, увы, можно нередко слышать в аудитории. Борьба с сорняками Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-"сорняков", слов-паразитов. Конечно, в языке нет названных слов. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе слышим: значит, понимаете, так сказать, короче, собственно говоря, видите ли, да, так, вот, как бы и другие. Слова-"сорняки" не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на собеседников, раздражают их. Пристрастие к лишним словам может служить речевой характеристикой человека. Иногда привычка вставлять в речь какое-нибудь слово, например "понимаешь" или "однозначно", становится отличительным признаком говорящего. Если же он при этом занимает высокий пост, ответственную должность, является начальником, то эта особенность речи служит объектом пародирования и насмешек со стороны подчиненных. Причиной появления слов-"сорняков" в речи бывают волнение, неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности. От слов-паразитов избавиться нелегко, но возможно. Можно посоветовать студенту говорить медленнее, делать паузы для раздумий, не открывать рот, пока мысль в голове не сформировалась, не облеклась в слова. Не нужно торопить студента с ответом, следует доброжелательно и терпеливо его выслушивать и поправлять при необходимости. Следует обращать внимание студентов на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и в аудитории. Слова-"сорняки" и даже нецензурные слова к великому смущению студента могут "выскочить" в самый неподходящий момент, например, в присутствии преподавателя и даже на занятиях, что время от времени случается на мужском факультете. Студентам рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах: в защите расчетно-графических, лабораторных или курсовых работ; в беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, однокурсников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в дискуссиях. Можно говорить не только о том, кто, с кем, куда и зачем, но и обсуждать решение задачи. Студентов можно привлекать к работе по профориентации, где требуется умение хорошим, правильным языком рассказывать о своей будущей профессии. Всё это развивает студентов, позволяет им приобретать необходимые речевые навыки, повышает общую и профессиональную культуру. Живой великорусский Преподавателям следует любым способом, зачастую преодолевая сопротивление студентов, побуждать их к чтению учебников, специальной литературы, не ограничиваясь конспектами лекций. Например, давать им темы рефератов по своей дисциплине или хотя бы темы коротких сообщений, потребовать от студентов, особенно пропускающих занятия, представить к аттестации конспекты названных преподавателем параграфов из учебника или примеров решения типовых задач, рассмотренных в учебнике. Живость речи - это ее выразительность, образность. Это особенно важно, если нужно сделать логическое ударение, акцент в каком-то конкретном месте излагаемого вопроса. Но следует при этом избегать перегибов, чтобы собеседникам не пришли на ум слова гоголевского Городничего: "Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем же стулья ломать?" Преподаватель должен четко излагать материал, точно выражать свои мысли, правильно употреблять термины, следить за чистотой своей речи и того же требовать от студентов. Профессиональная речь, как правило, лаконична, бедна синонимами, лишена эмоционально-экспрессивной окрашенности, изобилует терминами, интернационализмами, языковыми формами, стандартными, клишированными средствами языка. Она однородна и лексически ограниченна. Это позволяет специалистам одного профиля легко находить общий язык, быстро устанавливать деловой контакт. Методика чтения лекции, где зачастую оправданы эмоциональные всплески и многие другие лекторские приемы, не является предметом данного разговора. Сейчас мы говорим, в основном, о повседневном профессиональном общении инженеров, о приемах формирования профессионального языка у студентов инженерного факультета при изучении ими технических дисциплин. Студенты, не владея терминами, а этому их нужно научить обязательно, часто прибегают к многословным описаниям того, что можно и нужно называть коротко и четко. Нужно учить наизусть формулировки определений, понятий, теорем. Не имеет права на существование фраза типа: "Эта теорема звучит примерно так". Далеко не всегда уместны фразы: "А можно я расскажу своими словами?" или "А можно я скажу, как я это понимаю?" Нельзя! Нужно осмыслить прочитанное, точно запомнить и правильно воспроизвести формулировки. Хорошие привычки Если родители по вечерам читают газеты и чистят зубы, то это не значит, что дети тоже будут это делать автоматически. Как бы мы сами правильно ни говорили, студент не озаботиться своей речевой профессиональной культурой, если мы от него этого не потребуем, не заставим его проговаривать дома то, что ему придется повторить, озвучить в аудитории. В нужный момент сработает не только механическая и зрительная, но и слуховая память. При защите расчетно-графических работ следует требовать у студента подробно объяснить решение задачи, аргументировать каждое свое утверждение, а не просто показать уже готовое решение. Но как же часто при этом мы слышим в ответ: - Да здесь же все написано! Или: - Я все понимаю, но сказать не могу. Или: - Да ведь только что Галя, Коля, Вася все рассказали. Мне, что, повторить то же самое? Да, студент должен повторить. А преподавателю следует настоять на этом и терпеливо выслушать еще одно объяснение. И тут оказывается, что "легко чужими руками жар загребать". Но стоит самому открыть рот, как вместо нужных слов, многократно произнесенных Галей, Колей, Васей, выскакивает что-либо невразумительное, а то и вовсе неприличное. Студент спотыкается на каждом термине, если произносит его впервые. Есть такая поговорка: "Чем сосуд наполнен, то из него и выльется". Что мы вложим в головы и души наших студентов, то и получим впоследствии. Нам самим тоже не мешает чаще заглядывать в словари и справочники. Наши собственные преподаватели в школьные или студенческие годы могли навязать нам неправильное произношение, а мы об этом даже не подозреваем. Большая часть преподавателей инженерного факультета принадлежит к старшему поколению. Все учились 30-50 лет назад. С тех пор изменилась жизнь, изменился язык. То, что было нормой в нашей юности, стало устаревшим, а то и недопустимым сегодня. Нужно жить настоящим, говорить на современном языке и не навязывать студентам своих ошибок. |