Мат как элемент русской культуры? | ||
Максим Гуреев, кандидат философских наук, кафедра теории и истории культуры НовГУ
| ||
Проблема злоупотребления матерными словами и выражениями сейчас стоит очень остро. | ||
И не только в контексте дворовых субкультур и культуры общения в среднетехнических заведениях, но даже и в таком храме науки, как наш дорогой университет, причем университет имени Ярослава МУДРОГО. Проблема мата весьма неоднозначна, поэтому не стоит рубить с плеча, оценивая ее значимость для общества. Следует, прежде всего, проследить истоки, понять корни этого феномена, его необходимость: в этом мире на пустом месте ничего не возникает - если мат есть, то, значит, должны быть причины, его вызывающие. По утверждению культуролога профессора Л.С. Васильева из Санкт-Петербурга, русский мат возник тогда, когда люди в процессе общественного, слаженного и напряжённого труда очень нуждались в эмоциональной разгрузке, разрядке. На мой взгляд, аналогом могут служить боевые выкрики в восточных единоборствах, предоставляющие возможность: 1) сделать эффективный оздоровляющий выдох, 2) напугать противника, 3) сконцентрироваться самому. С точки зрения Андрея Григорьевича Некиты (философский факультет НовГУ), человек матерится тогда, когда ему очень плохо. То есть он таким образом взывает к маме, к матери, которая может предоставить своему ребёнку защиту и поддержку. При этом необходимо учитывать архетипические символику и смыслы, которые с этим процессом тесно сопряжены. Архетип Матери присутствует в бессознательных структурах каждого человека и является одним из наиболее древних и общеупотребимых, вобрав в себя энергетику многих веков и поколений. Помимо экспрессивной, запугивающей, поддерживающей функций, мат служит цели заполнения "пустоты" внутри, в душе. Мат - не просто слова-паразиты, часть дурных привычек современных людей, но и средство заполнения духовно-словесного вакуума. За неимением богатого лексического набора и высокого уровня образованности люди выражают себя (причем не всегда осознанно, под воздействием определенной психомоторики) с помощью примитивных матерных слов и выражений. Мат отчасти является пережитком первобытных верований. Например, мы часто слышим, как люди (да и сами наверняка хоть раз в жизни), споткнувшись о высокий порог или обо что-нибудь ударившись, ругаются. Мы все прекрасно понимаем, что ругать неодушевленный предмет бессмысленно - он всё равно не отреагирует и не будет впредь "вести себя лучше". Мы прекрасно понимаем, что виноваты сами: плохо передвигали ноги, были невнимательны и т.д. Но здесь имеет место опыт далеких предков, которые верили, что все предметы одушевлены. Эта информация, отображающая анимические первобытные верования, закрепилась на генетическом уровне, поэтому от нее трудно избавиться даже светилам такого социального института, как наука. Итак, можно с полным основанием утверждать, что мат - неотъемлемая часть русской культуры. Задача современного человека - не утонуть в собственном мате, а использовать его исключительно в экстремальных экспрессивных целях, когда более подходящее слово подобрать попросту невозможно. В противном случае основная функция современного мата как выразительного, экспрессивного средства теряется. Всё должно быть в меру, в том числе и мат. Сейчас же мат стал явлением, с которым действительно нужно бороться. И бороться всерьез, развивая личную культуру каждого человека, в том числе культуру общения. Однако при этом следует помнить, что полностью искоренить этот феномен не удастся, как бы мы ни старались. Исторические причины описаны выше. Искоренив одни слова, стерев их из общественной памяти, рано праздновать победу, ибо на смену им придут другие. Это - необходимый элемент общения, но элемент специфический, так же, как специфична положительная (помимо отрицательной) роль для общественного развития и такого феномена, как конфликт. Ортодоксальные христианские деятели могут долго и упорно объяснять вам, что мат является смертным грехом, однако, будучи людьми, причастными к формированию научного знания и имеющими критически-рациональный склад мышления, не следует забывать о том, что мат возникал не только спонтанно, но и на договорной основе. Люди сначала приняли за факт, договорились, что матерными будут именно эти, а не другие выражения, а уже потом поставили на них символический знак "табу", запрет. Я думаю, мало кого оскорбит матерная ругань японца или индуса, если вы не понимаете ее значения. Разве что по силе экспрессии и манере подачи информации поймете, что речь идет не об очень хороших вещах. Однако те же матерные слова можно произносить и без агрессивной смысловой нагрузки, например в шуточной манере: Мат является матом лишь до тех пор, пока мы все считаем его таковым. Его смысловую сущность формируют сами люди, а не силы извне, не Бог и не дьявол. Вот приняли в биологии, в научном изучении тела человека словосочетание "половой орган мужчины", и оно прижилось. А в деревенских и дворовых субкультурах прижилось на заборах и в бытовом общении более простое слово из трех букв. Приняли сами люди, а не кто-нибудь. Мат может быть незаменим в неформальном межличностном общении, но в научной речи он весьма некстати. Повторю: мату нужны свои место и время, свой ритм, свой такт. Матерные слова и выражения могут как заимствоваться у предков, так и развиваться в современном контексте. Причем налицо их полисемия - многозначность: у этих слов и выражений нет одного значения, как нельзя однозначно оценить и феномен русского мата. Прежде чем наводнять свой обыденный лексикон обилием матерных слов и выражений, нужно помнить о нормах общественной морали. Так, никто и никогда из выдающихся представителей человечества не отменял нормы вести себя прилично при дамах. Отсутствие или наличие мата в определенных ситуациях демонстрирует степень вашего уважения или неуважения к вашему собеседнику. Прежде, чем вводить в диалог матерные реплики, следует точно знать, что собеседники готовы к этому, заручиться их согласием и доверием. Мат может послужить превосходным средством воздействия на личность и даже на общественное сознание в целом. Наглядный тому пример - Владимир Жириновский со своими надолго запоминающимися репликами. Мат - это не хорошо и не плохо; это - инструмент. А как уж вы им пользуетесь в жизни - в негативном направлении или в позитивном - зависит только от вас! Когда вы будете читать данную статью, убедительно прошу делать это внимательно: автор ни в коем случае не ратует за пропаганду мата, которым и без того перенасыщен лексикон наших студентов (и не только их!), не создает ему апологию, но стремится разобраться в значении и смысле данной проблемы. |