Расцвет математики уходит в прошлое? |
Беседовала Ольга Гептинг
|
"Математика в вузе" - так называлась XVIII международная научно-методическая конференция, которая проходила в НовГУ в конце сентября. Известные ученые-математики из многих городов нашей страны и зарубежья встречались, чтобы поделиться результатами в области научных исследований, рассказать об опыте подготовки кадров в высшей школе, о создании новых методик. |
В нашем университете подобная конференция проводилась уже в четвертый раз. Правда, в стенах НовГУ математики последний раз собирались достаточно давно - когда университет еще только создавался. Наше интервью - с председателем оргкомитета конференции, академиком Петровской академии наук и искусства, заслуженным деятелем науки и техники РФ, профессором кафедры прикладной математики НовГУ Б.Ф. Кирьяновым. - На первом пленарном заседании заслуженный деятель науки РФ, академик Международной Академии Высшей школы, профессор Санкт-Петербургского университета путей сообщения В.Г. Дегтярев отметил, что такие конференции необычны для сегодняшней России: - Да, математики собираются теперь редко. Основная проблема - недостаточное финансирование. Поэтому многие участвовали в конференции заочно, то есть прислали свои материалы для опубликования в Трудах конференции. Представителей из других стран на нынешней конференции тоже было мало - всего два доклада (Португалия и Казахстан). Радует, что Северо-Западный регион был представлен практически полностью: Новгород, Псков, Петрозаводск, Вологда, Архангельск и очень много участников из Петербурга. - Борис Федорович, расскажите о работе конференции. - У нас было несколько пленарных и секционных заседаний. Самая большая секция была посвящена научно-исследовательской работе на математических кафедрах. Было очень много докладов, так как каждый вуз проводит какие-либо научные исследования. Например, кафедра прикладной математики НовГУ совместно с Новгородским научно-исследовательским центром СЗО РАМН ведет разработку интегрального показателя оценки здоровья населения какого-либо региона. От нашей кафедры были доклады по математическим моделям и их приложению к области медицины. Всего же наш университет представил 22 доклада - это больше, чем в прошлые годы. - Какие проблемы обсуждались на конференции? - Одна из секций была посвящена довузовскому образованию. Ни для кого не секрет, что в последние годы качество подготовки в школах значительно снизилось. Участники конференции обсуждали, как быть в такой ситуации вузам. Например, в нашем университете на некоторых специальностях для первокурсников читается дополнительный вводный курс, который включает школьные разделы по математике. Высказывали участники конференции и мнение по поводу единого государственного экзамена. Пришли к выводу, что при поступлении на математические специальности экзамен должен проводится не в такой форме. - Почему? - Математика - это наука, требующая творческого подхода. Для технических специальностей это, конечно, не так важно, но для будущих математиков необходимо, чтобы вступительный экзамен содержал творческие задания. - Одна из секций была посвящена методике преподавания математики в вузе: - Платное обучение, реформы в образовании - все это оказало влияние на методику преподавания. Мы проводили круглый стол, на котором обсуждали, как в разных вузах проводится работа со слабоуспевающими студентами, а также со студентами, которые обучаются на платной основе. Решали, как помочь им выйти на уровень, соответствующий обучению в вузе. Были доклады на конференции и по организации учебного процесса, использовании в нем новых информационных технологий. - А молодые ученые, аспиранты принимали участие в конференции? - Да, молодежь выступала. Вот, например, Санкт-Петербургский университет путей сообщения делегировал сразу пять аспирантов. Все они делали доклады. От нашего университета молодые ученые тоже выступали, два доклада представили аспиранты. - Еще одна проблема - нехватка молодых кадров в университете. - Это проблема характерна не только для НовГУ, она есть во всех вузах. Понятно, что молодежь не идет преподавать, так как ставки в вузах очень низкие. Например, наших выпускников-программистов нарасхват берут частные фирмы. И они сразу начинают получать неплохую зарплату. Так что университет держится пока на пожилых кадрах, хорошей смены у нас еще нет. Ну, а чтобы закончить разговор на оптимистической ноте, скажу, что, в целом, конференция прошла в хорошей творческой обстановке, все участники были довольны ее организацией в Новгороде. Ученые о математике Академик В.И. Арнольд: "Расцвет математики в уходящем столетии сменяется тенденцией подавления науки и научного образования обществом и правительством большинства стран мира. Ситуация сходна с историей эллинистический культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания, архитектуры. Американизация общества в большинстве стран, которую мы наблюдаем сейчас, может привести к такому же уничтожению науки и культуры современного человечества". И еще: ":Нынешний расцвет науки может смениться необратимым спадом, подобным тому, который произошел с живописью в период после итальянского Возрождения". "Российское правительство пытается довести преподавание математики в средних школах до уровня американских стандартов. Проект состоит в том, чтобы вдвое уменьшить число часов, отводимое на математику, а высвободившиеся часы использовать для обучения мальчиков коневодству, а девочек - макраме. Французское министерство образования, науки и технологии предполагает втрое сократить школьные учебники математики. Конгресс США пытается запретить калифорнийским учителям сообщать школьникам, что Земля круглая и что вода может превращаться в пар, математикам хотели бы запретить учить школьников делить 111 на 3 без компьютера". Профессор В.Д. Ногин, С-ПбГТУ: "Современная математика оказывается в самом трудном положении, так как она - наиболее абстрактная из всех наук и, тем самым, больше всего отдалена от насущных нужд человека. Однако многие забывают или не понимают, что именно благодаря высокой степени абстракции математика является своеобразным фундаментом для всего естествознания, что без нее не может существовать ни одна из наук, оперирующая какими-либо количественными данными. Автору этих строк знакома и точка зрения, согласно которой считается, что математики уже придумали все, что нужно человеку на многие годы вперед, и в настоящее время ее можно не развивать вовсе". "Изучение математики дает в распоряжение инженера не только определенную сумму знаний, но (и это очень важно!) развивает в нем способность ставить, исследовать и решать самые разнообразные задачи. Иными словами, математика развивает мышление будущего инженера и закладывает прочный понятийный фундамент для освоения многих специальных технических дисциплин. Кроме того, именно с ее помощью лучше всего развиваются способности логического мышления, концентрации внимания, аккуратности и усидчивости". "В последние годы прибавилась еще одна проблема, связанная с коммерческими студентами (теми, которые платят за свое обучение). Их школьная подготовка крайне слабая. Многих из них просто не следовало принимать в вуз, поскольку ни о каком полноценном их обучении не может быть и речи. Но их берут, остро нуждаясь в финансовых средствах на ремонт аудиторий, на приобретение компьютеров и на некоторое увеличение зарплаты преподавателей". |