Милосердие - дар и образование | ||
Мария Кулиничева
| ||
12-13 мая в Администрации Новгородской области состоялась научно-практическая конференция "Роль среднего медицинского персонала в современной системе здравоохранения". | ||
В конференции приняли участие специалисты сестринского дела, руководители ЛПУ здравоохранения Новгорода и области, учёные ИМО. Геннадий Иванович Чуваков, доктор медицинских наук, профессор, декан лечебного факультета Института медицинского образования НовГУ выступил с докладом на тему: "Состояние высшего образования специалистов сестринского дела и перспективы его развития на современном этапе". Геннадий Иванович обозначил 10 тенденций, которые оказывают основное влияние на сестринское образование и практику. Это следующие тенденции: изменяющаяся демография, технологический взрыв, глобализация мировой экономики и общества, эпоха образованного потребителя и альтернативных методов лечения, геномика и паллиативная медицина, увеличение стоимости медицинского обслуживания и сложности оказываемой медицинской помощи, потребность в междисциплинарном образовании для совместной работы, существенный прогресс в науке по уходу. Немаловажно воздействие политики в области здравоохранения и законодательства. Из-за недостаточного финансового обеспечения наблюдается большая текучесть и острая нехватка среднего медицинского персонала. За 2009 год в медицину пришло работать 67,5 тысяч выпускников колледжей и медицинских училищ, в то время как ушло 70 тысяч. На одну медсестру порой приходится по 30 больных, в то время как за границей всего лишь 6-10 человек. Из-за нехватки квалифицированных специалистов зачастую происходит смещение функциональных обязанностей, что не может не отражаться на качестве лечебного процесса. Порой врачу приходится уделять каждому пациенту больше времени, чем того требуют его функциональные обязанности, в то время как медсестра вынуждена выполнять функции санитарки. Геннадий Иванович указывает на то, что ситуация с нехваткой кадров может сохраниться вплоть до 40-х годов. Квалифицированная медсестра с высшим образованием - это широкопрофильный специалист высокого уровня, социальный престиж которого в современном обществе не должен быть ниже социального статуса врача. По мнению Ли Куртина, издателя журнала "Сестринский менеджмент", медицинскому учреждению невыгодно иметь неквалифицированный персонал. Он пишет о том, что чем ниже уровень образования, тем ниже оплата труда, эффективность работы, а значит и мораль, в то время как риск несчастного случая, уровень текучести кадров и ответственность руководителя - выше. Тем не менее, по данным Российской Ассоциации медицинских сестёр на 2009 год соотношение медсестёр с высшим образованием к медсёстрам со средним равняется 1:90, в то время как для эффективного управления сестринской деятельностью оптимально соотношение 1:10. Ранее сестринское образование базировалось только на уровне медицинских училищ. Существенный недостаток такой системы заключался в том, что желающим повысить профессиональный уровень вынужденно приходилось менять профиль работы, переучиваясь на врача. Следствием такого положение вещей в общественном представлении бытовал ложный стереотип о том, что средний медицинский персонал - это вспомогательное, второстепенное звено в системе здравоохранения. 70% работников здравоохранения - специалисты среднего звена. Большую часть времени с пациентами контактируют медсёстры. В функции врача входит диагностика и назначение лечения. А вот организация лечебного процесса, контроль над грамотным исполнением, непосредственный уход, сопровождение больных, ответственность за физическое и психологическое состояние пациента, профилактика различного рода болезней среди населения, посещение больных на дому и многое другое - всё это исполняет средний медицинский персонал, на который ложится основная функциональная нагрузка. В 1991 году ситуация изменилась: было введено высшее образование медицинских сестёр. В 1993 в НовГУ открылась специальность "Медсестра с высшим образованием" (менеджер-преподаватель). С 1991 года по 2009 год включительно по России были подготовлены 10 000 квалифицированных медиков, из которых 500 человек - выпускники Новгородского университета. На факультете лечебного дела специалисты получают знания по 4 блокам - гуманитарный, административно-управленческий, психолого-педагогический, клиническая подготовка. Кафедра осуществляет также постдипломное образование: открыта интернатура по специальности "Управление сестринской деятельностью", аспирантура. В 2010 году открылись курсы повышения квалификации по управлению сестринской деятельностью. В 2010 году набор студентов будет осуществляться только на заочное отделение, так как со следующего года планируется переход подготовки специалистов с высшим сестринским образованием на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура". Выпускники факультета в Новгородской области трудоустраиваются главными специалистами при Комитете здравоохранения, главными сёстрами, старшими сёстрами, преподавателями, менеджерами, специалистами органов статистики (врач-статистик) и организационно-методических отделений (врач-методист). Медсестра с высшим образованием - востребованная, перспективная и социально значимая профессия в современном обществе. Историческая справка История развития сестринского дела начинается со времён Петра I, когда в 1715 году стали привлекать женщин для ухода за больными. 1803 г. - создание службы сердобольных вдов. 1818 г. - создание института сердобольных вдов. 1844 г. - в Санкт-Петербурге открыто "Сострадательное Заведение" и организовано первое Общество сестёр милосердия России. 1920 г. - эти общины упразднены, а термин "сёстры милосердия" исключён из употребления. 1926 г. - "сёстры милосердия" заменены на "медицинских сестёр". |