Особый мир семьи студентов |
М.Б. Калашникова доктор психол. наук, профессор, зав. каф. психологии НовГУ им. Ярослава Мудрого
|
Проблема изучения молодежных семей в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчёркивают важность именно начального периода развития семьи. В этот период происходит супружеская адаптация, формируются семейные нормы, осуществляется овладение ролевым поведением. Одновременно в этот период обостряются все проблемы супружеской жизни. Так, в 2005 году в России на 300 тысяч свадеб регистрировалось 400 тысяч разводов и почти 40% из них приходилось на молодые семьи. |
Студенческая семья - это молодая семья, она создаётся и развивается по общим законам и поэтому ей свойственны все особенности молодой семьи. Согласно периодизации В.А. Сысенко, термин "молодая семья" понимается весьма расширено - "совсем молодые браки" - от 0 до 4 лет стажа и "молодые браки" от 5 до 9 лет. По определению социолога Т.А. Долбик-Воробей, студенческий брак - это семья, где либо один из супругов, либо оба супруга обучаются по очной форме в учреждении высшего профессионального образования и состоят в каком- либо виде брачного союза (в официально зарегистрированном или фактическом браке). Из этого определения следует, что студенческая семья может быть как полной (оба супруга являются студентами), так и неполной (один из супругов студент). Сорок на сорок В 2008 году на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого было проведено исследование с целью выявления особенностей студенческих семей, ролевых ожиданий и притязаний молодых семейных пар. В исследовании приняли участия 160 студентов: 80 юношей и 80 девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Стаж семейной жизни - от 1 года до 5 лет. При этом: - 40 семей, состояли в зарегистрированном брачном союзе; - 40 семей - в незарегистрированном. Приведем только некоторые данные, полученные в этом исследовании. В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга являются студентами. По данным исследования, среди студенческих семей полная студенческая семья встречается только у 28% опрошенных семейных студентов. У большинства оставшихся - супруг(а) либо уже закончили вуз ранее, а теперь работают, либо только работают. Для сравнения можно привести пример опроса, проведенного среди студентов в 1986 г., - среди состоящих в браке студентов полную студенческую семью имели 45% опрошенных студентов. В студенческих семьях формируется модель будущих семейных отношений - распределение власти и обязанностей, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих супругов, вырабатываются общие семейные ценности. У молодых супругов актуализируются проблемы психологической и бытовой адаптации: решаются вопросы лидерства, эмпатии, распределения домашних нагрузок. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. 68% мужей и 76% жен отметили это. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны (воспитание детей, бытовые и материальные проблемы, взаимоотношения с родственниками), то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все: распределение ролей, проведение досуга, нехватка времени и денег, в связи с появлением новых обязанностей и многое другое. В нашем исследовании были отмечены такие причины конфликтов, как: "не хочет ходить тусоваться", "не дает мне компьютер", "часто занимает у меня деньги" и др. Исследование показало: сегодняшняя молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов. Настораживающим является тот факт, что среди опрошенных нами респондентов 2,5% состояли ранее в юридически оформленном, а 7,6% нелегитимном браках. Развод становится ординарным событием. Раз уж в студенческие годы юноши и девушки успевают заключить брак и развестись, сохраняется угроза и для будущего: как показывают материалы многих исследований, наблюдается тенденция развода и у вступивших в брак детей разведенных родителей. Среди причин, которые повлияли на расторжение брака, студентами вне зависимости от пола и места обучения были названы: психологическая несовместимость супругов; бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие. Замечено, что откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. А это нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. Семейные учатся лучше Также по своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие и не имеющие детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них это: учеба, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности, связанные с присмотром за ребенком. Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Согласно исследованию семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1% мужчин и 34,6% женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5% женатых студентов и 31,2% замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт. Студенческая семья живет в трудных материальных условиях. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. В связи с этим 62% семейных студентов отметили, что им приходится искать работу, что влечёт за собой дополнительные трудности. Ведь далеко не каждый может совмещать работу, учебу и семейную жизнь. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Среди состоящих в какой-либо форме брака студентов (в зависимости от материального дохода в семье) наблюдается следующая тенденция планирования детей. Рождение ребенка 56% опрошенных студентов откладывают на неопределенный период. Только 24,1% респондентов планируют скоро (в течение 1-2 лет) завести детей. При этом свое материальное положение они описывают так: "не могут себе позволить все, но живут удовлетворительно". То есть, зависимость репродуктивных ориентации от ориентации "на доход" носит "колоколообразный" характер: сначала величины желаемого и ожидаемого чисел детей незначительно увеличиваются, а затем уменьшаются. Причем данная зависимость лишний раз подтверждает факт нарастания внесемейных ориентации и уменьшения потребности в детях. Пробный шар... тоже лопается Еще одной особенностью студенческих семей является незарегистрированное сожительство. Это форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак", что терминологически является неверным, так как именно законный юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГЗ). Подобный брак также называют "сожительством", "фактическим браком", "незарегистрированным союзом", "пробным браком". Такая форма брака с каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи: около 60% опрошенных студентов допускают возможность сексуальных внебрачных отношений, если между партнерами установились "тесные духовные отношения". В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Всё больше молодых людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вообще не вступать в брак. По их мнению 72% опрошенных, в "гражданском" браке можно приобрести опыт совместной жизни и распределения супружеских ролей, выяснить степень совместимости партнёров, научиться ладить друг с другом, оставаясь "в принципе самостоятельным и независимым". Пара "опробует" свою способность жить вместе, пока полностью не начнут доверять друг другу или не приходят к выводу о необходимости расстаться. Разрыв отношений происходит в более мягкой форме по сравнению с официальным браком. Специалисты задаются вопросом, является ли сожительство предварительной стадией к последующему браку. "Пробный брак" продолжается сравнительно недолго, брак заключается или отношения прерываются, возможно, трансформируется в дружеские, приятельские контакты. По всей видимости, мужчине и женщине требуется некоторое время для определения той меры взаимной ответственности, которую они согласны принять. Что касается будущего пробных ("гражданских", неофициальных) браков, большинство исследователей приходит к единодушному мнению: подобная форма совместной жизни, воспринимаемая как интеграция и самими партнёрами, и обществом, получит дальнейшее распространение. Этому способствуют как объективные условия, связанные с современным общественным разделением труда (более поздняя, чем прежде, экономическая самостоятельность молодых людей), более раннее физическое, в том числе сексуальное развитие, так и продолжающийся процесс ломки строгих общепринятых рамок в области половой морали, доминирование свободы в установлении внебрачных половых связей. Наконец, важную роль в росте внебрачных союзов играют психологические факторы. Всё большее число молодых людей считают необходимым пройти перед "настоящим" супружеством испытательный срок в сожительстве - лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Курс - на самостоятельность По проведенным социологическим исследованиям видно, что показатель брачности студентов находится в прямой зависимости от наличия собственного жилья. Так, среди опрошенных нами студентов абсолютное большинство считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями, и только 1,8% респондентов желают жить после заключения брака с родителями (такая точка зрения превалирует у не состоящих в браке студентов, у мужчин - студентов технических факультетов очной формы обучения). Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству студенческих пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак, и в большинстве случаев является неподготовленной к самостоятельной семейной жизни. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов XX века, новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко проявляется в большинстве студенческих семей. |