Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Свою миссию мы видим в выращивании педагога-просветителя"

Р.М. Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук, профессор

Только тот может стать учителем, кто способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других. К.Д. Ушинский


В этот день мне хочется, прежде всего, обратиться со словами признательности и благодарности к ветеранам педагогического труда за их большой вклад в развитие высшего педагогического образования Новгородского края.

Ведь история педагогического образования - это история их жизни и жизни многих педагогов, преподавателей, их учеников. А историю народного просвещения в Великом Новгороде поистине можно назвать родником "живого научения мудрости и силы", "живой сокровищницей" педагогического опыта (И.А. Ильин). Наш славный город по праву считают прототипом русской цивилизации, источником русской народности, соборности, открытости.

История образования Великого Новгорода богата многовековыми воспитательными традициями, обрядами, обычаями, в которых нашел свое отражение "педагогический гений народа" (К.Д. Ушинский).

Соборность в образовании - это собрание, единение множеств "я" вокруг общего дела для взаимного духовного обогащения при сохранении самоценности каждого "я", единство индивидуального и коллективного во имя достижения главного смысла и предназначения человека.

Важным составным компонентом идеи соборности является целостность, проявляющаяся во взаимодействии, преемственности и творческом переосмыслении прошлого и прогрессивных идей современности.

Идея открытости имеет глубокие корни и неразрывно связана с древним Новгородом, который всегда был открыт миру и поддерживал торговые и культурные связи с различными странами и народами.

Идея открытости отражается в разработке ценностных общечеловеческих идеалов в воспитании толерантного отношения человека к другим культурам, формировании умения использовать лучшие образцы педагогического наследия других народов для обогащения своей педагогической теории и практики при сохранении собственных достижений.

История педагогического образования свидетельствует о сохранении и развитии многих традиций образовательной системы древнего Новгорода. И прежде всего таких, как культ уважения к книге как источнику знаний, культ воспитания в духе христианской морали, открытость форм и содержания образования, приоритет гуманитарного цикла предметов, обеспечение связи преподавания с окружающей жизнью, прежде всего, с естественнонаучной картиной мира, стремление к диалоговым отношениям в обучении, включения родителей в школьную жизнь, "единение школы и семьи" при решении учебно-воспитательных задач.

Создание в Великом Новгороде университета и присвоение ему имени князя-просветителя Ярослава Мудрого дают новый импульс к поиску и восстановлению связей со своими культурными корнями и обретению преемственности традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Высшее педагогическое образование своими корнями уходит в историю, культуру Великого Новгорода.

С 1 октября 1919 года в Новгороде на базе 1-й и 2-й учительских семинарий, существовавших соответственно с 1901 года и 1912 года и Седлецкого учительского института, переведенного из Польши на берега Волхова в 1917 году, был создан Новгородский институт народного образования.

Перевернем лишь некоторые страницы истории, отражающие путь к высшему университетскому педагогическому образованию: сентябрь 1932 года - открытие Новгородского государственного педагогического института имени М.Н. Покровского (НГПИ), 1932-1933 г.г. - реорганизация в Новгородский государственный учительский институт (НГУИ), 1948-1953 г.г. - реорганизация НГУИ в Новгородский государственный педагогический институт. И, наконец, в 1993 году - открытие Института педагогического образования, в дальнейшем Института непрерывного педагогического образования в составе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Свою миссию мы видим в выращивании педагога-просветителя и "учителя жизни", способного к диалогу и совместному творчеству с ребенком и взрослыми.

Мы будем способствовать тому, чтобы университет стал гимнастическим залом гуманных отношений, школой творческой самодеятельности, школой, где учит и учится каждый, школой целостного восприятия мира, а также школой, открытой переменам, работающей с замыслом опережения.

Я поздравляю всех, кто причастен к высшему педагогическому образованию, - преподавателей, студентов, учителей, руководителей образовательных учреждений с нашим 85-летним юбилеем.