Модернизация на мировом уровне | ||||
Беседовала Анна Михайлова
| ||||
В течение прошлой недели 13-16 сентября на базе Международной Академии гуманизации образования (IAHE), ИНПО и Комитета по образованию, физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода прошел конгресс "Модернизация образования в контексте гуманизации и интернационализации высшей и средней школы". Участники конгресса в течение четырех дней представили доклады, посвященные модернизации образования в России и европейских странах. Также в ходе годичного общего собрания членов Академии был избран ее новый президент Ганс Ульрих Грундер из Швейцарии, который является одним из видных исследователей проблем школы. Академия играет большую роль в международных информационных обменах, что позволяет на содержательном уровне вести обмен мнениями среди ученых-педагогов разных стран. Главный вопрос, обсуждавшийся на конгрессе, - модернизация образования - актуален в нашей стране в связи с реформами, проводимыми в российских школах и вузах. С вопросами по этой проблеме и о ходе самого конгресса мы обратились к вице-президенту Академии гуманизации образования, декану психолого-педагогического факультета НовГУ д.п.н. Михаилу Наумовичу Певзнеру: | ||||
- Как прошедший конгресс отличается от предыдущих? - На конгресс прибыло много новых участников, новых членов академии, которые были приняты два года назад. Уже состоялись четыре конгресса Международной Академии гуманизации образования, сейчас пятый в Новгороде. На предыдущих встречах мы обсуждали более локальные проблемы - межкультурное воспитание, полиэтническая среда и т.д. В этот раз была выдвинута более глобальная проблема - модернизация образования. Конгресс поднял вопросы и проблемы, на которые нет однозначного ответа. Поэтому, вполне понятно, была очень оживленная дискуссия, были представлены разные точки зрения. - Что такое модернизация образования? - Понимание модернизации образования в разных странах отличается. Для России это официальная доктрина, т.е. определенная государственная политика, направленная на то, чтобы обеспечить высокое качество образования, его доступность и эффективность. Для этого намечается целый ряд последовательных мероприятий, начиная с введения единого государственного экзамена. В зарубежных странах слово модернизация является тоже популярным, оно часто используется в средствах массовой информации. Однако это не государственная политика, не официальная доктрина. Модернизация - это просто обновление образования в соответствии с последними достижениями педагогической науки, с требованиями общественного развития, в соответствии с требованиями рынка труда. И поэтому модернизацию очень часто связывают с внедрением рыночных механизмов в образовании. - Необходимость модернизации образования в России - чем она вызвана?
- Необходимость модернизации вызвана многими причинами. Во-первых, динамично развивается общество, возникают новые проблемы - подготовка квалифицированных кадров, новые информационные технологии, сопоставимость нашего образования с образованием в других странах. Появляется необходимость изменений. Но чтобы модернизация была реальной, а не декларативной, нужны определенные финансовые вложения. Нельзя просто произносить лозунги, не подкрепляя их никакими ресурсами. К сожалению, сейчас, на мой взгляд, происходит определенная замена понятий. Вместо подлинной модернизации, связанной с повышением статуса учителя, социального престижа профессии педагога, повышением его заработной платы, часто проводится лишь пропагандистская компания, в ходе которой появляются очень привлекательные лозунги, реализовать которые просто не удастся, если государство не проявит самую серьезную заботу об образовании. - В чем суть гуманизации высшей и средней школы в контексте модернизации образования? - Когда образование вписывается в рыночные механизмы, есть большая опасность, что мы закрываем путь к образованию очень многим слоям населения. Возникает вопрос: а всегда ли образование может быть товаром, и можно ли ребенка рассматривать в качестве клиента, потребителя? Или, может быть, здесь другая система ценностей? Здесь нет однозначного ответа. И весь пафос обсуждения на конгрессе заключался в том, что как бы рынок не наступал на образование и как бы образование ни было вынуждено принимать определенные правила рынка, все же остаются такие вечные ценности, как ребенок, гуманное отношение к нему, и это не подвержено вообще рыночной коньюктуре. - К чему пришел конгресс в ходе обсуждения этой проблемы? - В основном мы пришли к рекомендациям, которые связаны с сохранением гуманистической природы образования, противостояния такому технократическому подходу к ребенку, когда школа рассматривается просто как экономическая единица. Говорилось о том, что нельзя только проверять качество знаний и умений детей, очень важна социальная компетентность, уровень их воспитанности, а, по сути, это полностью сегодня игнорируется. Мы приняли рекомендации по ведению Болонского процесса в высшей школе. Наверно, не случайно, что эта тема обсуждалась в Великом Новгороде, поскольку у нас есть практический опыт, совместный вместе с университетом города Хильдесхайма по реализации Болонского процесса и экспериментальной программы двойного диплома. Кроме того, конгресс выразил однозначный протест против террористической акции в Беслане, которая была направлена против детей. - Какие выступления Вам запомнились больше всего? - Если говорить о зарубежных участниках, мое внимание привлек доклад Магитты Рудольф, которая представила институт репетиторства, довольно мало известный в Германии. Достаточно интересными были доклады профессоров Ассельмайера. С большим интересом встретили доклад Ольги Грауманн, которая представила сравнительные исследования из разных стран мира о страхе учеников перед оценкой, в результате получились очень интересные данные. - Какие следующие шаги намерена предпринять Академия? - Еще не определено следующее место конгресса. Ведь он проходит каждые два года. Первоначально были претендентами Мальта и Чехия, но они сняли свои кандидатуры, поскольку посчитали, что уровень конгресса в Новгороде был очень высок, и эти страны не могут с ним соревноваться. Естественно, этот вопрос будет решен, и через два года конгресс состоится. У Академии много проблем. Во-первых, организационные проблемы, будет проведена некоторая чистка рядов, будут исключены те члены, чье участие в деятельности Академии является формальным. В то же время Академия хочет включить новых членов в свой состав. Во-вторых, проблемы содержательные. Предполагается продолжить обмен мнениями, в том числе и на страницах печати, в интернете, по проблемам качества образования, его гуманизации, по проблемам сравнительных исследований. |