Музыкальный слух: гены или тренировка? | ||||
Татьяна Данилова
| ||||
Любовь Анатольевна Венгрус - доктор искусствоведения, профессор. Ее спецкурс "Основы постановки голоса и ориентации в музыке" впервые был введен на первом курсе всех специальностей Гуманитарного института НовГУ в 2001 г. Курс этот - авторский. Любовь Анатольевна - хормейстер по образованию. Постановка голоса для непрофессионалов - тема всей ее творческой жизни. Поэтому свою кандидатскую диссертацию она посвятила вокально-хоровой работе с детьми дошкольного возраста, а в докторской исследовала проблемы начального интенсивного хорового пения с детьми школьного возраста, студентами и взрослыми. Ею написаны две солидные монографии "Начальное интенсивное хоровое пение" (СПб, 2000) и "Пение и "фундамент музыкальности" (В.Новгород, 2001). Готовится к выпуску "Пение и музыкальный всеобуч". | ||||
Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски-злого, Чтоб не могла хотя на час один В нем музыка свершить переворота. В. Шекспир В НовГУ Любовь Анатольевна работает 10 лет, поддерживая творческие контакты с учеными и музыкантами Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Внимание и неподдельный интерес к ее деятельности - очевидны за пределами Великого Новгорода. Профессионалы считают эту деятельность достойной одобрения, поддержки и распространения. Методика, разработанная Л.А. Венгрус, позволяет в очень короткие сроки поставить голос любому человеку. Свидетельство тому -"Певческое поле", на котором все первокурсники Гуманитарного института (а это без малого 300 человек) собираются вместе, чтобы петь целую программу, включающую арии ,народные и лирические песни. Певческое поле - видимая, вернее, "слышимая" часть айсберга под названием "интенсивное хоровое пение". Специалистам еще предстоит изучить достоинства этой системы, каких много - от уменьшения у обучаемых ЛОР-заболеваний до ликвидации проблемы дисмелодизма и появления музыкального слуха. Последнее и заинтересовало меня как бывшего некогда преподавателя по классу фортепиано. Потому что по опыту знаю: научить человека, неважно ребенка или взрослого, без слуха играть на клавишном инструменте можно (на скрипке, где постоянно нужна подстройка, например, нельзя). Но звуковысотный или музыкальный слух, если уж он не был дан от природы, и после нескольких лет обучения не появится. Это могу свидетельствовать с полной достоверностью. Именно поэтому одним из первых моих вопросов Л. А. Венгрус был - почему в процессе работы по ее методике у подавляющего большинства обучаемых появляется музыкальный слух. Потому что вообще-то это явление идет вразрез как с устоявшимся мнением, так и с научными изысканиями. Несколько лет назад американские ученые пришли к выводу, что отсутствие музыкального слуха передается по наследству, что оно закодировано в генах человека. Группа ученых провела тестирование нескольких сотен сестер-близнецов, примерно половина из которых была однояйцовыми, а остальные - разнояйцовыми. Всем проверяли слух, а затем проигрывали отрывки из известных мелодий, часть из которых была исполнена с ошибками. Предлагалось оценить правильность звучания этих фрагментов. Как и ожидали ученые, генетически идентичные близнецы дали одинаковые ответы, в отличие от разнояйцовых. Большинство испытуемых успешно справились с заданием. На основании полученных данных исследователи сделали заключение, что наличие музыкального слуха на 70-80 процентов зависит от наследственности. Мало того. Существует связь между языком, на котором говорит человек и этим самым музыкальным слухом. И то, что наш русский язык, как и многие современные, в том числе и английский - не тональный, не в нашу пользу. Тональные языки - это те, в которых тонкая интонация будто бы одного и того же произносимого слова может менять его значение до неузнаваемости. Китайский, например (мандарин). Так вот, когда сравнили данные 115 студентов-музыкантов из Рочестера (США) и 88 студентов-музыкантов из Пекина, оказалось, что испытание на абсолютный слух прошли 60 процентов китайских музыкантов и только 14 процентов - их коллег из США.
Причем наибольший процент людей с абсолютным слухом (в той и в другой группе) был у студентов, которые начали изучать музыку между 4 и 5 годами. Для тех же, кто приступил к занятиям музыкой после 8 лет, шансов иметь подобный слух, уже не было. Любопытно, что китайцам обучаться музыке в позднем возрасте было попроще - музыка воспринималась их мозгом как второй, родственный язык. Английскими же студентами, поскольку их язык не тональный, обучение музыке воспринималось как обучение их первому языку. То есть, они как будто учились говорить заново. Это исследование провела Диана Дойч из университета Калифорнии в Сан-Диего. А в университете имени Ярослава Мудрого в Великом Новгороде студенты учатся петь на не тональном языке и в процессе пения попадают как раз на те ноты, которые надо. Опровергая самые научные теории о том, что отсутствие музыкального слуха закодировано в их собственных генах. Причем все это происходит довольно быстро - на весь курс "Основ постановки голоса и ориентации в музыке" отводится один час в неделю в течение одного учебного года. Л юбопытно, что все наши студенты, получившие аттестаты зрелости в средних школах, и выполнившие в полном объеме государственную программу по музыке, музыкального слуха в результате этого не приобрели. По данным Л.А. Венгрус эффективность этой самой программы в части музыкального слуха выражается в цифре 25,1 %. Для сравнения - у учащихся, прошедших курс начального интенсивного хорового пения, это уже другая цифра - 88%. Так что же происходит со слухом в процессе интенсивного хорового пения? Чем оно отличается от не интенсивного? Изменения в организме, с которыми сталкиваются студенты уже на первых уроках постановки голоса, связаны с переходом на режим вокальной речи. Что это означает? От профессионалов-вокалистов можно услышать, что "нормальным" певческим состоянием можно считать обыкновенный зевок. Когда вы зеваете, языки распластывается во рту, небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. Получается своеобразный купол. Именно так, "на зевке", и извлекают звуки профессиональные вокалисты. Именно так и учатся петь воспитанники Л. Венгрус. Этот процесс включает в себя и постановку дыхания, когда звук "опирается" на диафрагму. Дыхание становится гибким, управляемым, то есть певчески активным. Дыхание связано с резонаторами, а именно резонансной теории пения придерживается в работе Любовь Анатольевна. Известно, что резонаторы позволяют усиливать даже небольшой звук. Самый простой музыкальный резонатор - труба или корпус, скажем, гитары. В нашем случае в роли голосовых резонаторов выступают трахея, бронхи, ротовая и носовая полости, которые увеличивают звук за счет повышения коэффициента полезного действия голосовых связок. Секрет резонансного пения, кстати, знал великий Шаляпин. Так вот, естественно, что все это уже с первых уроков постановки голоса сопровождается для студентов необычными слуховыми и вибрационными ощущениями. Как будто все просто. (Любовь Анатольевна так и говорит: Я просто ставлю голос) А голос напрямую связан со слухом. И без участия слуха голос не может правильно формироваться. И во внутреннем ухе находятся чувствительные клетки, которые преобразовывают звук в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Потому, наверное, профессионалы-вокалисты и говорят - сначала голова, потом голос. - Организм человека - считает доктор физико-математических наук Игорь Авенирович Ланцев, - подобен большому симфоническому оркестру, где есть дирижер - мозг, партитура - генетические программы волнового генома и первая скрипка, задающая около 300 циркадных ритмов организма - сердце. У прекрасного, таким образом, существует физиологический компонент - совпадение наших внутренних ритмов с ритмами воспринимаемого. Ритмические построения всех видов искусств воздействуют на психическое состояние человека по принципу резонанса. Ритмы - информационный феномен, поскольку особо структурированные колебания могут вызвать в организме каскад процессов, протекающих за счет внутренней энергии организма, эффект которых намного превосходит входное воздействие. Это ведет к пробуждению скрытой, родовой памяти, которая срабатывает как давно забытый рефлекс, комплекс поведенческих архаизмов в имитации симфонии природы, возникшей из звукоподражания ей. Ну да, для чего-то ведь была изначально человеку дана способность не просто хорошо, а отлично слышать и различать звуки по высоте. Сортировать звуки окружающего мира нашему первобытному собрату было просто жизненно необходимо. Шорох травы, журчание ручья, тревожный свист птицы, шум падающей звезды:С годами и веками эти способности потихоньку утрачивались. А потом и вовсе человек изобрел музыку. И стал слушать ее. Музыка, речь, моторика, по мнению Игоря Ланцева, специфически структурированные, способны пробудить древнейшие архетипические матрицы, хранящиеся в подсознании. Так что, если вернуться к эпиграфу, переворот в нашем сознании и даже подсознании в результате постановки голоса по курсу начального интенсивного хорового пения всем обучающимся обеспечен. |