Музыка родного края |
В.С. Мартыненко, педколледж НовГУ
|
Важнейшим источником, постоянно подпитывающим понятие "региональный компонент", является сам человек с его способностью мыслить, творить и сосуществовать в той общности, которая становится средой его обитания. |
А эта общность, замешанная на тех региональных особенностях, которые представляют местный колорит жизни, должна декларировать свое, региональное видение содержания как общего, так и музыкального образования. Фольклор - на музейную полку? Первое, что приходит на ум, - музыкальный фольклор сопутствует системе общего музыкального образования. Некоторые принимают его за основу в обучении. С этим трудно согласиться по причине узкой направленности фольклора в системе общего академического музыкального образования. Процесс обучения, построенный только на основе фольклора, естественно, приведёт нас к шагу назад. А если музыкальный фольклор воспринимать как музейный экспонат? Представим, что фольклорная музыка - это музей, в который не каждый современный, особенно молодой, человек придет, чтобы, наслушавшись этой музыки, поставить цель пронести её через сегодняшний телевизионный музыкальный бум, тусовки и дискотеки и донести это народное достояние в первозданном виде до следующего поколения. С этим трудно согласиться, потому что с появлением в нашей жизни рыночной экономики стала заметно меняться психология человека. Кто захочет сегодня пойти в музей не для просмотра экспонатов с целью ознакомления, а для того, чтобы купить, например, лапти, чтобы их носить? Если мы встретим такой "ультрамодный" лапоть на ноге у прохожего, то, наверно, этот лапоть будет осовременен, то есть привязан к нашему времени. Точно так же можно поступать и с фольклорной музыкой. Способность творить Второе - изучение лучших образцов классической музыки наших земляков композиторов-классиков. Третье - приглашения наших местных авторов. Они, находясь в постоянном поиске средств воздействия на современного слушателя, пытаются раскрыть перед нами, к сожалению, порой с переменным успехом, то душевное состояние, тот душевный порыв, а возможно, и крик, на который люди захотели бы обернуться, и услышать, и увидеть в его музыке. Способность творить - в этом залог успеха. Каждый человек способен к творчеству. И совсем не важно, в какой сфере он проявляет себя. Важно, что своим творчеством он несёт людям радость. Нужно свято хранить и оберегать наши местные и региональные особенности от посягательств чуждых нам субкультур, которые, имея совершенно другую корневую структуру с лёгкой приживаемостью, вбрасываются к нам извне и выглядят сорняками на нашем национальном музыкальном поле. Нужно учитывать важнейшие обстоятельства, имеющие прямое воздействие на региональный компонент. Он складывается из особенностей нашего главного поставщика - местного жителя, в творческих кладовых которого сокрыты могучие силы. При умелом педагогическом и психологическом воздействии эти кладовые широко распахивают свои двери, чтобы щедро поделиться с нами своими запасами. Хочется верить, что в союзе с музыкально-педагогическими новациями наше музыкальное образование и музыкальное искусство в региональном компоненте обретёт хорошее подспорье для развития, чтобы приносить людям искреннюю радость общения. |