Проекты. Музей живой науки | ||||
Елена Михайлова
| ||||
14 декабря 2007 года в Великом Новгороде прошел финал VI регионального этапа VIII Всероссийского открытого конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный Апельсин". На конкурс 24 студентки и аспирантка НовГУ представили 16 PR-проектов. 1-е место завоевал проект в номинации "Связи с общественностью в науке и образовании", планирующий PR-сопровождение деятельности музея занимательной науки и техники. | ||||
Этого музея пока нет - Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова еще только включился с этой идеей в грантовый конкурс. Показательно, что уже на этапе разработки проекта музея организаторы предусмотрели необходимость освещения его деятельности в СМИ. Этот современный и грамотный подход к становлению любого дела взялись реализовать для музея студентки 5 курса кафедры журналистики Оксана Манылова и Мария Елина, обучающиеся на кафедре журналистики НовГУ по специальности "Связи с общественностью". Зов инфообщества Как справедливо отметили в своем проекте Оксана и Мария, потребность в музее занимательной науки именно сейчас велика, потому что в системе российского образования сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, многие дисциплины преподаются на достаточно высоком научном уровне, с сохранением строгой сложной научной терминологии. Нередко на уроках школьник осваивает не законы природы, а зазубривает именно понятийный аппарат, что, конечно, в дальнейшем отбивает всякую охоту к научному знанию. С другой стороны, школьные дисциплины, опираясь на науку, формируют о ней недостаточное и часто превратное представление как о сугубой теории, мало связанной с повседневной жизнью. Поэтому, когда выпускник оказывается на пороге выбора профессии, перед ним возникает всего лишь дилемма: служить науке, прозябая на аспирантскую стипендию, или пойти в прибыльную сферу обслуживания: от парикмахера и риэлтора до чиновника и юриста. Но такая дилемма - это неправомерно узко для бурно развивающейся в XXI веке информационной сферы общества, и вот почему. Под информационной сферой общества понимается "область общественной деятельности, связанная с производством, распространением, преобразованием и потреблением информации". Доминирование этой сферы общественной деятельности стало заметным со второй половины XX века вследствие ряда социально-экономических феноменов и научно-технической революции в частности. Затронувшая все индустриально развитые страны мира, она сделала науку непосредственно производительной силой. До этого техника долгое время обходилась без помощи науки, поскольку основывалась на эксплуатации свойств природы, проявляющих себя настолько очевидно, что их можно было использовать и без предварительного научного исследования. Так были созданы, например, устройства, использующие силу ветра, воды, пара. Тогда технический прогресс мог пользоваться даже ошибочными представлениями об окружающем нас мире. Так, в практической навигации до сих пор успешно используется геоцентрическая модель мира. Потом на повестку дня встал вопрос об использовании природных свойств, которые не проявляются очевидным образом. Здесь практика уже не может обойтись без науки. Например, электродвигатель смог появиться только после того, как была разработана теория электричества. И на сегодняшний день более 80 процентов продукции получено на основе фундаментальных научных открытий. Собственно, эпоха НТР началась с того момента, когда научно-технический прогресс позволил радикально сократить время, необходимое для внедрения научного открытия, т.е. время между признанием практической ценности научной идеи и началом ее практического применения. В результате возник новый тип общества - информационное, или постиндустриальное, успехи которого базируются на информации как выражении человеческого знания. Основоположники концепции постиндустриализма Р.Арон, Д.Белл, О.Тоффлер, Зб.Бжезинский, Г.Кан, Дж.К. Гэлбрейт и др. ставили акцент на производство услуг, качественный отличительный признак которых - их нематериальность. В экономике такого общества приоритетом является не производство материальных благ (как было в индустриальном обществе), а оказание информационных услуг. Если в индустриальном обществе ключевым является вопрос о владении основными средствами производства, то в постиндустриальном обществе - владение информацией, информационными ресурсами. Музей трудных вопросов Как же связан PR-проект новгородского музея занимательной науки со становлением информационного общества в России? Давно ли, недавно ли учились мы все, но в это время объем знаний нарастал валом. С начала нашей эры для удвоения объема знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Большинство граждан не связаны непосредственно с добыванием и освоением научного знания, являясь лишь рядовым производителем или просто потребителем созданных на его основе продуктов (от новейших лекарств до компьютерных игр). Объективно возникает разрыв между личностью, обществом и прогрессом. Преодолеть его поможет налаживание связей деятелей науки с обществом - т.е. PR. PR в отношении музея занимательной науки способствует нивелированию оторванности населения от уровня современной науки, обеспечивающей во многом благополучие его жизни. Авторы PR-проекта Оксана Манылова и Мария Елина грамотно решают эту задачу, разделив посетителей музея на целевые аудитории по возрастам и статусу.
Музей занимательной науки поднимает в глазах граждан среднего возраста доверие к науке, а не к ее "нахлебнице" - паранауке. Последняя все чаще претендует на захват внимания людей: в газетах - истории о колдунах или приверженцах НЛО с указанием точного адреса их "базирования", с приглашением пополнить ряды сначала "туристов", а потом и сторонников, на TV - похожие передачи, усиленные постановочными "картинками" для усиления эффекта "Невероятно, но факт". Общество по большому счету неспособно самостоятельно отделить такой развлекательный, но антинаучный информационный продукт от качественных, но единичных программ С.Капицы "Очевидное-невероятное" или для многих малодоступного зарубежного канала Disсоvery. Посетителями музея занимательной науки, по замыслу его PR-менеджеров, могут и должны стать взрослые люди, для которых организованный поход (самостоятельный или со своими детьми) в такой музей на первом этапе удобнее, чем покупка и чтение журналов типа "Наука и жизнь" или "Знание - сила", разобраться в темах которых еще нужны время и навык. Работоспособные люди должны ориентироваться в азах и тенденциях современного уровня науки. Чтобы вовремя с его учетом при необходимости перестраивать свой бизнес. Чтобы вовремя лечиться современными способами у врачей-специалистов. Чтобы вовремя прививать своим детям вкус к труду или полезному хобби, обеспечивающим качество жизни. "Трудные вопросы", на которые пока не в силах ответить родители: "Почему от брошенного в воду камня расходятся круги? Почему снег белый?" - авторы PR-проекта сделали основой рекламного ролика, привлекающего взрослых с детьми в музей занимательной науки. Чувство современности Музей занимательной науки дает гражданам старшего возраста ощущение "современности себя", причастности к набирающему обороты прогрессу. Идти в ногу с веком - для личности это важный психологический момент, обеспечивающий в итоге стабильность общества в целом. Люди пенсионного возраста, численность которых в России - четверть населения (!), качество жизни которых медленно, но корректируется-таки государством в лучшую сторону, нередко ощущают себя выброшенными на обочину жизни, раз и навсегда отставшими от возможностей детей и внуков. Такое расслоение общества, когда лишь часть населения имеет доступ к новым технологиям, использует их и в полной мере реализует преимущества этого использования, приводит к тому, что другая - непосвященная - часть общества может отвергнуть новую информационную культуру и ее инструменты. А страна не может развиваться эволюционным путем, когда нет диалога поколений. PR-проект предусматривает общение возрастных посетителей в лектории до и после лекций научной тематики: "Великие открытия и изобретения", "Задачи Перельмана" и др. Музей занимательной науки ориентирует молодежь при выборе профессии или хобби. Внеурочная, наглядная и активная форма обучения, каждый вспомнит это по себе, чрезвычайно освежает восприятие информации. Если в школе кто-то засыпает на уроках гидравлики, возможно, он "проснется", покрутив в руках экспонат в уличной витрине музея - "вечно истекающую бутылку". Авторы проекта предлагают интересный PR ход, привлекающий в спонсоры для такого круглосуточно действующего экспоната фирму, производящую минеральную воду. Подобный принцип подбора и рекламы спонсоров музейных единиц - фонтана Бернулли, скамьи Жуковского, жёлоба Галилея, прибора Мариотта и др. - помогут формированию будущих исследователей и изобретателей и, безусловно, оживят рекламный рынок Новгородчины. Одним из PR-шагов, помимо прямого сотрудничества со школами и вузами, станут курсы "Развитие умения решать творческие задачи" по методу ТРИЗ, привлекательные для молодежи своей креативностью и привязкой к случаям из реальной жизни. Науки и власти Музей занимательной науки находит поддержку во властных, административных структурах, заинтересованных в том, чтобы Новгороду было по пути с общероссийским инновационным рывком в экономике. Даже если в ребенке не проснется изобретатель, в нем может начать вызревать инициативный менеджер, который сумеет сопоставить открытую наукой возможность с профилем и потребностями какой-либо компании, найдет необходимые средства на рынке капиталов и внедрит инновацию в производство. Такая способность человека - тоже один из признаков информационного общества, когда роли собственника средств и управляющего качественно различаются. Сегодня простое владение капиталом не означает автоматического приобретения квалификации для управления компанией. Власть в бизнесе переходит от собственника к институциональным управляющим, которые реально распоряжаются имуществом, обеспечивая его эффективность. Этот процесс получил название "революции управляющих". Комитет образования, например, может беззатратно усилить экспериментальную базу школ сотрудничеством с музеем, где будут будящие фантазию ребят забавные модели вечных двигателей, прямо на месте будут проводиться опыты с магнитами, весами, водой, камертонами, маятниками, со светом, линзами, зеркалами. Таким возможностям соответствует PR-лозунг музея занимательной науки: "Играть. Думать. Изобретать. = ИДИ!" Музей занимательной науки обеспечивает людям науки дополнительную занятость и признание. Великий Новгород - университетский город, богатый квалифицированными преподавателями и учеными в области физики, геологии, математики, биологии, географии и др. Новгород был и пытается устоять как промышленный центр - у нас работают инженеры, технологи в области микроэлектроники, например. В городе есть энтузиасты-изобретатели, один из которых, Б.Дикалов, к сожалению, недавно ушел из жизни. Другой, В.Сенигов, прогремел на всю страну, собственноручно собрав авиатренажер. Третий - мастер ТРИЗ Ю.Тамберг, на протяжении всей жизни изыскивающий возможности передавать молодым свои изобретательские приемы. Патентование изобретений - дело непубличное и долгое, внедрение их - еще более долгое, а признание таланта и передача опыта молодому поколению - это то, что откладывать нельзя. Авторы PR-проекта рассчитывают, что профессионалы потянутся к информационным возможностям музея. Музей занимательной науки привлекателен для туристов, которым интересны не только исторические достопримечательности Великого Новгорода, но и день сегодняшний. Почему бы не показать его как отпечаток научного прогресса, решили авторы PR-проекта и создали красочный рекламный буклет музея. *** Итак, идея музея занимательной науки - новгородский "кирпичик" в фундамент российского информационного общества, потому что позволяет наладить контакт между прогрессирующим научным знанием и людьми всех поколений, всех специальностей. Музей во многом способен объединить общество, помогая определиться с профессией - молодым, повысить эффективность собственного дела - зрелым горожанам. Консолидирующее значение и бизнес-ориентированность PR-проекта для музея занимательной науки высоко оценило компетентное жюри, наряду с другими включающее в себя представителей бизнеса - Викторию Спиридонову, развивающую сеть магазинов "Выбор", и Татьяну Коршунову, руководящую консалтинговой группой "Интек". Призы за 1 место авторам PR-проекта для музея занимательной науки вручали специалисты-информационщики: Владимир Исаков, руководитель пресс-службы НовГУ, и Игорь Неофитов, заместитель председателя комитета информационной политики Новгородской области. PR-проект Оксаны Маныловой и Марии Елиной отправлен для участия в финале VIII Всероссийского открытого конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный Апельсин". Авторы и куратор проекта - Новгородская региональная культурно-просветительская общественная организация "Логос" - приглашают к сотрудничеству! Для контактов: т. (88162) 63-82-95, pozument3@mail.natm.ru . |