Без музыки нет образования | ||
М.Э. Раненко, к.п.н., доцент, зав. кафедрой МПМД
| ||
Создание кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин в ИНПО НовГУ было продиктовано 13 лет назад насущной потребностью в кадрах с высшим музыкально-педагогическим образованием для Новгородчины. | ||
Небольшой ежегодный набор (10-15 абитуриентов) позволил сохранять относительно стабильный конкурс 2-2,5 человека на место. В первые годы на кафедру приглашались специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас их заменили преподаватели-новгородцы, имеющие высокую квалификацию. Из 10 штатных работников трое - кандидаты педагогических наук, один кандидат искусствоведения, двое работают над докторской диссертацией, два преподавателя учатся в заочной аспирантуре. Состоялось девять выпусков студентов, из 84-х выпускников двадцати вручены дипломы с отличием (16,8%). Преподаватели и студенты ежегодно участвуют в различных концертах, выступают на конкурсах и фестивалях регионального, федерального и международного уровней. Концентрация усилий исполнительских секций кафедры (основного музыкального инструмента, вокальной, дирижирования) традиционно сосредоточена на публичных выступлениях и концертной деятельности. На кафедре проводится системная научно-исследовательская работа: преподаватели и студенты участвуют в научно-практических конференциях, публикуют результаты изысканий в университетских изданиях, в авторитетных всероссийских и международных журналах (Австралия, Великобритания, Италия, Швейцария). В последние годы появились проблемы, осложняющие образовательный процесс, могущие поставить под сомнение существование кафедры музыки и МПМД НовГУ. Это сохраняющийся демографический спад. Во-вторых, это чрезвычайно сложная в экономическом, временном, ресурсном и др. отношениях подготовка профессионала при низкой финансовой мотивации на работу, особенно в школе. В-третьих, непопулярность профессии "Учитель музыки" из-за укоренившегося в обществе в целом подхода к предмету "Музыка" как к необязательному. В-четвёртых, ежегодно усложняющиеся правила приёма в вузы сокращают приток российских и зарубежных абитуриентов. В-пятых, отсутствие единых подходов в отношении двухуровневого музыкального образования приводит в смятение и тех, кто учит, и тех, кто хочет учиться. В-шестых, близость к Москве и Петербургу, резко увеличившиеся возможности для поступления в столичные вузы провоцируют отток абитуриентов из нашего региона. Наконец, отсутствие или слабое присутствие обновления кадров, недостаток конкуренции приводят к инерции в образовательной деятельности. Несмотря на то, что эти проблемы невозможно решить силами небольшой кафедры, подчеркну, что высшее музыкально-педагогическое образование в Новгородской области в прошедшие годы служило, несомненно, более глубоким целям, чем только восполнение кадрового потенциала одного из субъектов РФ. И надо приложить все усилия для сохранения этого очага образования и культуры. Поэтому преподавателями кафедры проводятся: активная профориентационная работа по области и за её пределами; обширная концертная деятельность преподавателей и студентов; рекламная кампания. Это позволит, по мнению кафедры, улучшить ситуацию с поступлением абитуриентов. |