Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Борис Непомнящий: "Не рисую то, что не нравится"

Ольга Гептинг

Народный художник России Борис Львович Непомнящий недавно отпраздновал свой шестидесятилетний юбилей.


Борис Львович - известный график, автор таких значимых циклов, как "Библейские сюжеты", "Портреты русских писателей и поэтов", "Пассажиры", иллюстраций к зарубежным сказкам, произведениям русских писателей и других. Картины Непомнящего хранятся во многих российских и зарубежных музеях, в частных коллекциях. На его счету 23 персональные выставки, более половины из них прошли за рубежом. Свой 60-й день рождения Непомнящий отметил новой выставкой - "LX Борис Непомнящий". Наш корреспондент Ольга Гептинг взяла интервью у юбиляра.

- Новая выставка - ретроспектива всего вашего творчества. Как вы отбирали работы для нее?

- Принцип был один - устраивает меня эта картина на данный момент или нет.

- А самые любимые собственные работы - это все-таки какие?

- Да, пожалуй, таких пока нет. Есть, конечно, вполне сносные. Наиболее удачные, на мой взгляд, - это иллюстрации к произведениям Гоголя. Так и мои друзья считают, которым я доверяю.

- А что вам больше всего нравится рисовать?

- А я не рисую того, что мне не нравится. Интереснее всего, конечно, рисовать людей. Менее всего люблю пейзажи. Не люблю рисовать цветы. У меня таких работ мало, так как они плохо получаются. Не знаю, почему. Но совершенно неважно, что ты изображаешь - важно то, хорошо ли удалось тебе это сделать.

- Ваши персональные выставки были во многих странах. Как их воспринимали там?

- Трудно сказать. Ну, как я могу судить? Во-первых, я не спрашивал. Во-вторых, мне это и неинтересно.

- Ну, может быть, все-таки доходили до вас какие-то отзывы?

- Я стараюсь их не слушать.

- Куда собираетесь еще поехать?

- Вот на этой неделе уезжаю в Париж.

- С выставкой?

- Нет, просто погулять, попить вина. Я был во многих столицах мира: в Лондоне, Хельсинки, Осло, Брюсселе, Амстердаме, Люксембурге, Риме и многих других. А вот в Париже побывать не довелось.

- А родились вы в столице Украины - Киеве. Как вы приехали в Новгород?

- Я учился сначала в Одесском художественном училище, потом - в Питере, в "мухинском". После учебы я не хотел возвращаться на Украину - это было решено абсолютно точно. В Питере оставаться тоже не хотел, хотя у меня и была питерская прописка.

- Почему?

- Большой, шумный город. Мало зелени. У меня было такое ощущение, что я живу на красивом кладбище. Это очень холодный город - больше даже не по климату, а по ощущениям. Мне хотелось жить в небольшом русском городке между Питером и Москвой. Почему именно Новгород? Автобус раньше подошел. Я не шучу.

- А как восприняли город?

- Когда уезжал из Питера - было прохладно, а приехал в Новгород - солнышко, трава уже начала расти. И он таким тихим-тихим мне показался. В эту тишь я и рванулся.

- Вы преподавали в НовГУ на факультете архитектуры, искусства и строительства:

- Да, восемь лет. Преподавать мне нравилось. Нравилось общение с ребятами. Это было забавно.

- А любимые ученики были у вас?

- Конечно, были. Чудные ребята. Наташа Курбанова, например, или Настя Бутко. Хорошие ребятишки, приятно вспомнить. В основном все они занимаются теперь графическим дизайном. Многие успешно работают в Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге.

- Что вы можете сказать о молодежном искусстве в Новгороде?

- Я не знаю, что значит - "молодежное искусство". Есть ли молодежное искусство в Новгороде? Я не могу сказать, есть ли оно вообще в России. Конечно, в Новгороде много молодых талантливых художников. Я знаю тех, кто приходит к нам в Союз, участвует в выставках.

- Какие направления в искусстве выбирает молодежь?

- Меня тревожит, что сейчас у молодых художников (да и не только у молодых) в основном стремление к новым видам искусства. Конечно, даже крупные художники занимались инсталляциями, например, но они не выделяли их в какой-то самостоятельный вид, направление. Пространственное искусство существовало вместе с традиционным. Теперь же крупные галереи современного искусства чаще всего выставляют только лишь инсталляцию и фотографию. Я не отрицаю, есть прекрасные, даже гениальные работы. Но получилось так, что только они имеют право на жизнь. Живопись, графика на плоскости оттеснены.

- Вы считаете, традиционное искусство умирает?

- Думаю, этого не случится. Это мое мнение, и, кстати, моих коллег на Западе тоже. Так мой друг в Англии говорит, что англичане уже немного устали от современного искусства. Кроме того, пространственному искусству всего несколько десятков лет. И много тысяч лет тому, последователями чего являемся мы. Поэтому я думаю, что в конечном итоге отойдет в сторону то, чем занимается сейчас подавляющее большинство художников.