Образование - эксперимент или стандарт? | ||
Андрей Зайков
| ||
Каким должно быть соотношение школ с экспериментальным и стандартным учебно-воспитательным планом? Каким должно быть педагогическое образование в классическом университете? Каковы проблемы международного сотрудничества в области образования, как они отражаются на развитии школ всех уровней? На эти и многие другие вопросы 14-18 сентября в ИНПО дала ответы международная конференция "Инновационное развитие школ Великого Новгорода в контексте интернационализации образования". Подробности - у декана ППФ НовГУ М.Н. Певзнера. | ||
Не рядовое событие Это не рядовое событие, оно имеет важное значение не только для факультета, но и для университета в целом. Дело в том, что эта международная конференция проводится не только на базе НовГУ. Это совместное мероприятие с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса), поскольку одна из наших кафедр входит в мегапроект, посвященный инновационному развитию школы и педагогическому консультированию. С другой стороны, участником и организатором этой конференции являлось Всегерманское педагогическое общество и, в частности, его секция "Школьная педагогика". В это общество входит ряд немецких университетов, профессора и доценты, которые преподают в вузах педагогические дисциплины. Это общество ежегодно проводит свои конференции. Иногда для их проведения они выбирают различные университеты за рубежом. На этот раз был выбран наш город, и это не случайно. Новгород имеет много инновационных школ, известен успешной реализацией международных проектов. Ориентация - на практическую часть Непосредственно сама конференция состоялась на базе психолого-педагогического факультета ИНПО - в региональном центре развития образования Новгородской области - и на базе института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Новгорода. Программа мероприятий была рассчитана на четыре дня. С немецкой стороны, как и предполагалось, прозвучало два доклада почетных докторов НовГУ - профессора Людвига Хубера из Билефельдского университета и профессора Дортмундского университета Иоганна Вильдта. Однако большинство участников было именно наших, поскольку для немецкой стороны интересно узнать взгляды российских ученых. Особый интерес вызвала образовательная практика: как проходят занятия, как используются образовательные технологии. Также - есть ли отличие от методики школьного обучения советского периода? Как пригодился опыт постперестроечной школы, в которой приветствовалось разнообразие экспериментов? Теоретические доклады были сведены к минимуму. Ориентация - на практическую часть. Это - посещение занятий как на самом психолого-педагогическом факультете, так и в четырех инновационных школах Великого Новгорода. Естественно, эти посещения предусматривали общение с администрациями школ, учителями, учащимися. В завершение состоялся круглый стол, в нем приняли участие представители высшей и средней школы различных городов. На конференцию приезжали видные ученые из Санкт-Петербурга и Москвы, ряда регионов. Мы не смогли сделать форум более широким, поскольку Всегерманским педагогическим обществом решались и свои специфические задачи. Доклады проходили с параллельным переводом. Рабочими языками были русский и немецкий. А как же личность? Сегодня выстраивается школа 21 века, сегодня основной упор делается на качество образования и сохранение единого образовательного пространства. Как это происходит, не утратитится ли дух реформаторства при вводе единого национального экзамена, когда жесткие стандарты приходят в школу? А как же - формирование и воспитание личности ученика? Например, лицеистов готовили в психолого-педагогическом плане в усиленном аспекте. Сегодня эта составляющая почти полностью сошла на нет. Внимание уделяется, в основном, предметной подготовке. Эта проблема - инновации и нормы - центральная, которая и была освещена на конференции. Российским участникам было интересно ознакомиться с новгородским опытом на примере модернизации образования в таких моментах как профильное обучение, нормативное финансирование школ, эксперимент по ЕГЭ. Слово - власти В этой конференции принимали участие представители власти. Был заслушан доклад заместителя главы администрации Великого Новгорода Татьяны Петровны Алексеевой. Она рассказала о городской образовательной политике, и в этом контексте - об автономии школ. Областной комитет по образованию также активно оказывал ИНПО консультативную помощь. В том числе, в подготовке и печати сборника докладов, который намечено выпустить после конференции. Итого А последний день работы конференции был днем открытых дверей для всех желающих, в том числе и студентов НовГУ. |