Общественность и вузы |
"Высшее образование в России и странах СНГ: альтернативы управления" - такова была тема Зальцбургского семинара, участниками которого в этом году были ректор НовГУ А.Л. Гавриков и директор завода ГАРО А.Алексеев. Подробно о семинаре рассказывает Анатолий Леонидович Гавриков. |
- На этот раз в рамках Зальцбургского семинара по договоренности с Министерством образования РФ состоялась серия симпозиумов. Один прошел в Москве, другой - в Зальцбурге. Здесь были вынесены на обсуждение - оперативное, т.е. внутреннее управление, и управление стратегическое, нацеленное на перспективы развития с учетом внешних и внутренних угроз, реализации возможностей, выработки стратегий. На семинаре выступали президенты и ректоры крупных университетов США, Канады, Польши, Германии, Венгрии, России. Среди других участников был Всемирный Банк Развития. Участвовали в семинаре, что было необычно, представители студенчества: Студенческая лига Швеции, Европейский союз студентов. Впервые на семинаре присутствовал человек от бизнеса - директор завода ГАРО Анатолий Петрович Алексеев. Это было вызвано тем, что в рамках основной темы семинара обсуждались новые методы управления вузами и укрепления связи с производственными предприятиями. Тем более, что в современных условиях существование любого университета определяется state holder, что в переводе с английского означает совокупность всех заинтересованных сторон, тех, кто так или иначе содействует развитию общества со стороны бизнеса, промышленности. В разделе семинара, посвященном этим сторонам поддержки, было выступление А.П. Алексеева под названием "Совершенствование сотрудничества университетов с бизнесом и промышленностью". Выступление было благоприятно воспринято. Во-первых, становление самого бизнеса, который представлял Алексеев, основано на знаниях: Анатолий Петрович - выпускник образовательной программы РАШБА. И с этого началось становление предприятия, стопроцентно изменился состав руководителей и специалистов фирмы, это почти все выпускники нашего университета, которые прошли различные дополнительные программы. Сегодня завод ГАРО - наш самый главный стратегический партнер, здесь открылся учебный центр, в котором проходят стажировку студенты НовГУ. Наши западные коллеги увидели в этом ростки новых идей. В центре внимания была проблема управления. Наш российский принцип управления - единоначалие. Это есть везде, в том числе и в нашем университете, что закреплено Уставом НовГУ. А централизованное управление осуществляет министерство, чего нет в западных структурах. Исключение - Франция, Германия. В США же - другие управляющие надстройки: так называемый управляющий или координационный совет, у нас его называют Попечительским советом. Но разница между ними велика - управляющие советы действительно управляют вузами США, в них входят представители общественности и бизнеса, работающие на общественных началах. Их ключевая роль - определение стратегии вуза, в том числе и финансовой, наем ректора университета. Это касается государственных вузов. В частных - роль управляющих советов еще более велика, здесь попечители-хозяева полностью управляют университетом. Представители российских вузов эту проблему активно обсуждали, но, понимая при этом, что прямого заимствования в ближайшее время не получится. Хотя сейчас ситуация в образовании меняется - министерство должно стать регулирующим, а не управляющим органом. Если так получится, то возможно модель, которую, кстати, одобряет Всемирный Банк Развития, получит свое распространение и в России. До сих пор создание Попечительских советов в РФ происходило стихийно, опираясь на сознание того, что общественность, представители бизнеса, входя в Попечительский совет, будут знать проблемы университета изнутри, понимать свою ответственность за образование молодежи. При этом мы всегда понимали, что у нас прямой зависимости от Попечительского совета нет. Наш опыт показал, что мы можем полагаться на мнение попечителей, получать от них поддержку - моральную и финансовую. Это позволило многим нашим подразделениям улучшить свое положение. Сейчас мы получаем все больше обращений граждан по самым разным вопросам - от проблем с исключением из университета до программ, по которым вуз готовит специалистов. И, естественно, мы все больше и больше видим необходимость прозрачности во всех аспектах деятельности университета. Если мы все больше будем уходить в сторону привлечения частных средств, когда стоимость обучения будет складываться из оплаты физических лиц, государственных средств, частных фондов, компаний, то степень обобществления станет гораздо выше, наша ответственность - больше, так как не будет такого органа, как министерство, к которому сейчас всегда можно обратиться с жалобами. Наступает ситуация, когда нужно вырабатывать механизм общественной ответственности. Я вполне допускаю, что в университете есть внутренне сопротивление: корпоративная замкнутость в каком то смысле лучше. Но если говорить о перспективе, то такая замкнутость и сужает перспективу. Открытость приносит уже сейчас ощутимые плоды: студент платит за свое обучение, зная, что эти деньги будут направлены на качественное образование его самого. Власти тоже могут быть спокойны за свою поддержку, так как видят, что университет действует во благо молодежи. А существование университета становится неотъемлемой частью социума, в котором мы проживаем. Так что рано или поздно мы придем к общественному управлению. |