О некоторых итогах 2003 года |
Людмила Симонова
|
Отчет ректора НовГУ А.Л. Гаврикова на втором в этом году Ученом совете о работе университета в 2003 году был построен с учетом основных положений концепции стратегического развития не только НовГУ, но и российской высшей школы в целом. Вполне понятно, что выбор стратегии нашего развития, прежде всего, определяется нашим сегодняшним состоянием, нашим потенциалом. Каков же этот потенциал? Нагляднее всего об этом свидетельствуют цифры, факты, диаграммы, приведенные ректором на Ученом совете. |
Естественно, приоритетной для НовГУ является образовательная деятельность. Наше основное достояние - преподавательские кадры. Сегодня в университете численность профессорско-преподавательского состава - 989 человек (на 1 января 2003 года - 944). Прошедший год принёс с собой проблему: число "остепенённых" преподавателей (докторов и кандидатов наук) уменьшилось, на сегодня составляет 56,6% вместо 60,3% на 1.01.2003 года. Причина - трагические утраты 2003 года, увольнения части преподавателей в связи с переездом в Петербург или с переходом на более оплачиваемую работу. И хотя в университете работают академики и члены-корреспонденты Российской Академии наук, Российской Академии образования, РАЕН, Академии медицинских наук и других академий, но, тем не менее, снижение "остепенённости" ухудшает показатель, который является наиболее весомым для университета. В 2003 году в шести вузах и двух общеуниверситетских факультетах обучалось 17972 студента. На дневном отделении число студентов-первокурсников, обучающихся на бюджетной основе, вот уже три года стабильно и составляет 2925 человек. По заочному отделению произошло уменьшение численности поступающих в наш вуз. Так сказалась на нашем университете ухудшающаяся демографическая ситуация в нашей стране, сокращение выпускников средней школы. За последние годы динамика студенческого контингента выглядит следующим образом. Сегодня студенты НовГУ осваивают 63 специальности и 10 направлений (в том числе 5 магистратур) высшего профессионального образования. Оперативность введения новых специальностей позволяет динамично реагировать на запросы рынка в Новгороде, области и регионе, обеспечивает высокую мобильность кадров, повышает эффективность использования рынка труда. Университет активно работает по подготовке кадров как для стран СНГ, так и стран дальнего и ближнего зарубежья. Эта важная работа, которая имеет не только академическое, но и политическое, и финансовое значение, сдерживается недостатком комфортных общежитий. А.Л. Гавриков отметил, что, хотя за год сделано немало, но нужно иметь в виду, что процессы изменения образовательной системы России, включение ее в мировое образовательное пространство, изменение потребностей общества в образовании ставят новые задачи. Ректор напомнил, что Минобразования при формировании государственного заказа на подготовку специалистов учитывает не только рейтинг вуза в целом, но и рейтинг выпускающей кафедры. Экономическое положение университета стабильно. Но А.Л. Гавриков подчеркнул, что, несмотря на рост заработной плата преподавателей в 2003 году по сравнению с 2002, она остается явно недостаточной. Конечно, и в США заработная плата бизнесмена выше, чем у профессора. Но и у нас, в Новгороде, она ниже, чем у квалифицированного рабочего. Труд работников высшей школы по-прежнему остается недооцененным государством, хотя образование и наука провозглашены приоритетными направлениями деятельности правительства. Ректор высказал озабоченность положением студентов и аспирантов. Стипендия практически утратила свое значение. С 1 сентября она составляет 400 рублей, но и этого недостаточно. Студенты и аспиранты, да пожалуй, и докторанты, вынуждены зарабатывать себе на жизнь, отвлекаясь от учебы, что негативно сказывается на результатах, и в первую очередь - на сроках защиты диссертаций и дипломных работ. Вот сведения о выпуске 2003 года. Результаты работы аспирантуры не раз обсуждались на Ученом совете. Но, очевидно, без радикального изменения к необходимости получения научных степеней каждой кафедры, каждого факультета не будет высоких результатов. Тем более, что от процента защиты диссертаций в срок зависит и прием в аспирантуру следующего года, и существование самих диссертационных советов. Финансовое состояние университета на сегодня стабильно. Оно, то есть текущее финансирование и капитальные вложения, обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных поступлений. За прошедший период не было значительных изменений и в материально-техническом обеспечении учебного процесса. А.Л. Гавриков обратил внимание на то, что основные фонды имеют свойство изнашиваться. Так, серьезного капитального ремонта требует старое здание Гуманитарного института. Но это требует больших денежных затрат, а на этот год запланирована активная работа по программе "Общежития". По-прежнему остаются проблемы обеспечения современным оборудованием естественнонаучных факультетов. Хотелось бы, чтобы у каждого преподавателя был портативный компьютер и цифровой проектор, а у нас по-прежнему главный инструментарий - мел и доска. Правда, и здесь есть подвижка: компьютерный парк университета в прошлом году пополнился на 215 персональных компьютеров. Результаты научной деятельности университета весомы. В рамках НовГУ в 2003 году нашими учеными было проведено 77 конференций (из них половина международные), опубликованы 1853 статьи в российских изданиях и 112 в зарубежных, зарегистрированы 12 патентов на изобретения. Объемы научно-исследовательских работ, выполненные в 2003 году, составляют 21516,3 тысячи рублей. Образование и наука - это две базисных функции университета. На их эффективное выполнение должна быть нацелена деятельность всех университетских подразделений - от деканатов и научно-исследовательских центров до бухгалтерии и хозяйственных служб. Ведь наш университет, несмотря на территориальную разобщенность вузов, живой единый организм. |