Опыт нужен | ||
Анна Михайлова
| ||
"Проблемы многоуровневой подготовки в высшей школе: сравнительный аспект". | ||
Так назывался международный семинар, прошедший в НовГУ с 10 по 12 сентября. В нем участвовал профессор Дунайского университета Кремс (Австрия) Аттила Паузитц. Дунайский университет давно сотрудничает с университетами Хильдесхайма и Дортмунда (Германия). Теперь это сотрудничество осуществляется вместе с НовГУ в рамках международного проекта. Корреспондент нашей газеты встретился с г-ном Паузитцем. - Господин Паузитц, Вы впервые в России. И каковы Ваши впечатления? - Позитивные. Я по происхождению венгр, поэтому несколько лучше, чем западные европейцы, знаком с историей России. В то же время мне известны стереотипы относительно России, как венгров, так и европейцев. Перед поездкой я очень волновался: как известно, первые впечатления - самые сильные. - Насколько отличаются системы высшего образования в России и Австрии? - Очень сильно. Прежде всего отмечу большие отличия в независимости и автономности высших учебных заведений. В Австрии университеты имеют большую самостоятельность. Закон об образовании 2002 года расширил автономию вузов, особенно в сфере управления персоналом и бюджетом. Соответственно, возрастает роль менеджмента в образовании. Но есть и схожесть в высшем образовании России и Австрии: общие проблемы. В частности, это вопросы финансирования исследовательской деятельности, открытого доступа к образовательным услугам. Университеты, конечно, хотят сами выбирать, кто в них будет учиться. - А системы высшего образования Австрии и Германии похожи? - Конечно, можно говорить об их схожести, поскольку корни идут от Гумбольдской модели высшего образования. Также все из истории знают, что Австрия и Германия были тесно связаны. И сейчас законы об образовании некоторых федеральных земель ФРГ очень схожи с австрийскими. - Насколько нам удалось выяснить в Интернете, Дунайский университет не совсем обычный вуз. Не могли бы Вы рассказать о нем подробнее? - Да, это совершенно особое учебное заведение. Университет был создан в рамках проекта, занимается повышением квалификации. В этом его своеобразие и уникальность. Средний возраст студентов - 38 лет. У всех уже имеется большой профессиональный опыт к началу обучения. Это означает, что методика должна быть совершенно иной, чем в обычном университете: больше всего применяется работа в группах, значительную роль играет дистанционное обучение. Особенность финансирования состоит в том, что на 75 процентов бюджета университет зарабатывает сам, главным образом на оплате за обучение. Поэтому Дунайский университет - характерная модель предпринимательского университета. - Каковы перспективы сотрудничества Дунайского университета и НовГУ? - Во-первых, в научном повышении квалификации. Если опираться на концепцию непрерывного образования, "обучения через всю жизнь", то люди будут возвращаться в вуз для повышения квалификации. Во-вторых, НовГУ и Дунайский университет уже сотрудничают в области образовательного менеджмента. В этой сфере необходимо говорить о модернизации образования, об улучшении управления. - Насколько, по-Вашему, востребован австрийский опыт в России? - Эта тема очень актуальна для Центральной и Западной Европы. Я уверен, что этот вопрос будет одним из главных в ближайшие годы в европейском образовании. Германия и Австрия в культурном плане близки к России, в том числе и в образовании. |