A.С. Орлов: "Высшее образование в России - лучшее в мире" | ||
Ирина Брутман
| ||
До приезда в Новгород супруги Орловы жили далеко отсюда. Анатолий Серафимович, к.т.н., профессор, заведовал кафедрой высшей математики в Ставропольском высшем военном авиационном училище. В 1983 году прошёл по конкурсу на кафедру высшей математики и физики новгородского филиала Ленинградского сельскохозяйственного института, которую возглавлял А.Г. Митюков. Вёл блок дисциплин, связанных с вычислительной техникой. Что касается Наталии Васильевны, к.э.н., доцента, она прошла по конкурсу на кафедру машинной обработки экономической информации. И эту дисциплину, которая меняла и содержание, и название, она так с тех пор и ведёт. | ||
- 10 января 1984 года был первым рабочим днем в Новгороде. Первым, с кем я встретился, был Валентин Титович Николаёнок, тогда директор филиала ЛСХИ. Он меня познакомил с Геннадием Александровичем Антоновым, потом с Ахмедом Кадималиевичем Юзбековым и Бутылиной. Интересно, что практически одновременно мы приступили к работе с Людмилой Максимовной Сорокой, которая вела физику. Мне очень понравился коллектив, в который я попал, я с удовольствием в нём работал. И с удовольствием со всеми сейчас встречаюсь. Многие, правда, территориально удалены, они работают в ИСХиПР на улицах Советской Армии, на Боровичской, а на Псковской из того первого состава остались экономисты и бухгалтера, наша кафедра. Она тоже меняла названия. Называлась кафедрой экономико-математических методов и статистики. Потом нас разделили на две кафедры, мы отдельно были лет десять, но потом нас опять объединили и назвали кафедрой статистики и экономико-математических методов. Это сложнейшая дисциплина, конгломерат, состоящий из экономики и математики. Связать две эти сложные дисциплины вместе - большая проблема. Первое время мне пришлось нелегко, потому что я был не экономист, а инженер-электромеханик по образованию (окончил Томский политехнический институт в 1962 году), и экономику осваивал на ходу, но постепенно освоил.
И настолько увлекся экономикой, финансами, бухгалтерским учётом, что даже занимался разработкой макетов прикладных программ для бухгалтеров. То есть автоматизировали сельскохозяйственные предприятия, внедряли программы, компьютеры. Выполняли хоздоговорные темы, - было интересно работать, и выгодно. Моделированием он занимается уже 40 лет, для Анатолия Серафимовича это вообще уже что-то очень родное и близкое. В разных областях применяются одни и те же математические методы - в экономике и в технике. Если человек знает математику и математические методы, то ему только нужно изучить предметную область, чтобы применить их в различных областях. Помогло ему то, что он хорошо был знаком в то время с вычислительной техникой. Когда он окончил институт, в это время ещё нигде не преподавали дисциплину "вычислительная техника", она делала первые шаги, первые заводы начинали выпускать ее. - Заведующий кафедрой горной механики, который владел ею единственный в то время, предложил мне, Квасову Юрию Александровичу (он тоже работает в ИЭиУ на кафедре СЭММ) и ещё трём молодым людям поехать в Минск на завод, выпускающий вычислительную технику. Мы там прошли переподготовку, поработали вместе с наладчиками, увидели, что это за динозавр вычислительная машина (тогда они были громоздкие), прошли курсы по программированию - освоили новую технику и начали преподавать. Потом я ещё раза 3-4 ездил на переподготовку в Ленинградский институт точной механики и оптики, Московский институт железнодорожного транспорта, на Пензенский завод счётно-аналитических машин, в Уфу: Потом всё увиденное применял в учебном процессе. Незаметно полюбил эту работу, полюбил студентов, особенно тех, кто с интересом учится. Я абсолютно убежден в том, что высшее образование в России лучшее в мире, не сомневаюсь, что даже и сейчас, когда некоторые предметы ведут случайные люди. Я уверен, что наши студенты лучше знают математику, физику, фундаментальные дисциплины, экономическую теорию, чем западные. Единственный недостаток нашей системы образования - мы, к сожалению, не учим студентов практически применять знания. Это пробел существует давно и до сих пор не устраняется. - Как это изменить? - Нам нужно поступать по китайскому варианту. Китайцы совершенно не держат студента или выпускника в своём государстве, а дают ему полную свободу: молодые китайцы едут в Америку, в Канаду, Японию, другие страны, там обогащаются практикой, чего не хватает у нас, и возвращаются уже не только со знаниями, но и материально окрепнув. Потом открывают на родине фирмы, очень эффективно работают. Потому у нас много китайских товаров. Те же лазерные диски они начали штамповать первыми. Себестоимость одного диска ниже доллара, а с записанной на нём программой - стоят уже порядка 50 евро. - Выпускников у вас за двадцать лет преподавания в вузе уже тысячи. Кого хотелось бы помянуть добрым словом, прежде всего? - Алексея Абдушаева, длительное время он работает главным экономистом совхоза "Трубичино", теперь это серьезная фирма. Этот человек прошёл Афган, как раз в то время с первого курса их забирали, первый курс он не успел толком закончить. После возвращения восстановил все знания, которые получил на первом курсе, и учился практически на "отлично". Защитил дипломный проект под моим руководством по оптимизации производственной структуры совхоза "Трубичино". Очень сложный был проект у него, очень сложно шла защита, потому что на тот момент не все даже преподаватели его понимали. Уровень был высокий, потом он эти разработки применял в совхозе. Думаю, есть частица его "вины" в том, что это товарищество живёт и процветает. И мы помимо невкусных помидоров из Турции имеем возможность покупать, теперь практически круглый год, трубичинские овощи и зелень, которые полезнее и вкуснее. Другой мой ученик и дипломник - Александр Андреев - возглавляет аудиторскую фирму в Новгороде. Его приглашают на аудит крупные и мелкие предприятия, недавно в Чудово ездил, проверял предприятия. Очень глубокий специалист. Еще студентом увлёкся вычислительной техникой, и мы внедрили его тогда на свинокомбинат совхоза "Новгородский" бухгалтером по расчёту заработной платы. Так он там все расчёты им автоматизировал с помощью нашей кафедры. Продемонстрировал современный класс работы. Полученный опыт помог ему перейти на должность главного бухгалтера. Он возглавил бухгалтерию в фирме "Феникс", проработал там несколько лет. А потом вместе с товарищем создал собственную аудиторскую компанию. Сейчас работает самостоятельно. Очень прогрессивный специалист, в том плане, что не ограничивается теми знаниями, которые у него есть, а постоянно ищет способы, как их пополнить. Законодательство меняется быстро, приёмы, технологии в бухгалтерском учёте - тоже приходится постоянно учиться. Вообще, у нас очень много толковых специалистов выпущено было за эти годы. Многие из них лет пятнадцать-двадцать назад с удовольствием ехали работать в село. В институте где-то к четвёртому курсу они образовывали пары, и уже ехали семейной ячейкой. Там им, как правило, предоставляли бесплатно дом, и если коллектив нормально встречал молодого специалиста, они там обосновывались и занимали ведущие позиции. Потому что знания, которые они получали в нашем сельхозинституте, давали им возможность успешно работать. Некоторые возвращались в город, чаще всего по причине психологической несовместимости с коллективом. Мешали те, кто не имел образования и дорабатывал до пенсии, не владея современными информационными технологиями, им труднее перестроиться. И когда они видят молодых, энергичных, хватких, грамотных специалистов, то стараются всё сделать для того, чтобы молодые уехали. Поэтому, к большому сожалению, очень много наших выпускников вернулись в Новгород, или остались работать в Старой Руссе, Боровичах, - то есть переехали в крупные города. И лишь единицы создали собственные фермерские хозяйства и работают довольно успешно. Хотя как в сельском хозяйстве работать успешно сейчас? Проблематично. Я думаю, для того, чтобы специалисты ехали в село, нужно, во-первых, брать в сельхозинститут только молодёжь из села. Ни одного городского не принимать (им привыкнуть к новому укладу будет трудно, да и они идут в сельхозинститут сейчас, как правило, не с целью поехать потом работать на село, а просто получить высшее образование). И надо сказать, что в городе они прекрасно устраиваются и получают зарплату в два-три раза большую, чем преподаватели, их обучившие. Что бывает обидно: мы когда-то защитили диссертации, получали заработную плату где-то в районе 320-380 рублей, а с наукой до 450. Если это перевести грубо (с коэффициентом 100) на современные деньги, то получается, сейчас мы бы получали 45 тысяч рублей! Можете себе представить сейчас заработную плату преподавателя в 45 тысяч? Она в десять раз меньше. И, естественно, высшее образование держится на людях предпенсионного возраста, или на людях, которые только что окончили институт, учатся в аспирантуре. Им ещё надо набраться опыта, добрать знаний. А окончат аспирантуру - идут в армию. Но, в основном, в аспирантуру, конечно, идут девушки. И вообще, высшее образование сейчас получают 60 процентов женщины. А скоро, видимо, мужчины будут вообще занимать доли процента в этом слое. А руководить предприятиями и страной будут женщины. Матриархат грядёт в России! Нужно, чтобы была государственная политика, которая давала бы возможность молодому специалисту получить кредит, допустим, для создания собственного предприятия, льготный кредит, который потом бы частично погашался при создании семейной ячейки, рождении детей. Это способствовало бы и росту народонаселения, потому что мы вымираем. И способствовало бы закреплению молодёжи на селе. Много есть и других способов, надо просто изучить мировой опыт. И применять. - Какие традиции того сельхозинститута вам нравились? - Назову только одну, как мы праздновали все наши праздники и юбилеи. Было принято, чтобы каждая кафедра подготовила номер. Было много юмора, много талантов мы вдруг открывали в своих товарищах и коллегах, которых на работе видели как обычных исполнителей. Возглавлял всё это Валентин Титович Николаёнок. Он был заводилой в этом плане. Интересный очень человек. Я помню, как он переодевался в какой-нибудь костюм, и когда видели, что директор на сцене, под музыку веселится, за ним другие тянулись. С ностальгией вспоминаю те времена. Хотелось, чтобы праздники мы научились праздновать так, вернули эти традиции. |