Н.В. Орлова: В свободное время я в Интернете | ||||
Ирина Брутман
| ||||
Профессией экономиста Наталья Васильевна Орлова заинтересовалась ещё в юности, потому что у неё родственники самые близкие, - мама и папа, - работали финансистами. И ей всегда нравилось считать. Это повлияло на выбор профессии. В институте повезло в том, что руководитель диплома был одним из лучших экономистов в стране. | ||||
- Когда мы с супругом в 1983 году приехали в Новгород из Ставрополья, я прошла по конкурсу на кафедру организации и управления сельхозпроизводства в Ленинградский сельскохозяйственный институт, и стала работать в Новгородском филиале. Заведовал нашей кафедрой известный учёный Василий Семёнович Климченков, ныне покойный. Он любил свою профессию, много интересного рассказывал, он меня сподвиг на то, чтобы я пошла на эту работу (я давно работала преподавателем, но не сельского хозяйства). Он сумел меня убедить, что я смогу освоить новый для меня курс (так как я экономист по промышленности, а тут сельское хозяйство). Это было, по тем временам, не очень сложно.
Все преподаватели кафедры находились в Пушкине, Наталья Васильевна единственная жила в Новгороде, остальные приезжали, читали лекции и уезжали. Потом, когда в филиале уже начал образовываться факультет экономики, образовалась отдельная кафедра. - Что особенно запомнилось? Как никто из преподавателей с большим стажем не решился пойти к студентам и объявить, что отменяется такое положение, когда три года они учились в филиале, а потом отправлялись в Пушкин. Было принято решение, что скажу об этом на лекции я. Сообщение о переменах приняли в штыки, потому что у всех уже были свои планы, да и Пушкин сравнить с Новгородом нельзя, там много военных вузов, там у многих наших студенток уже были молодые люди, каждый себе строил какие-то планы о личной жизни. Много было слёз. И ей пришлось это на себя взять - успокаивать, как-то организовывать досуг, праздники, приглашать из Кречевиц военных. - Конечно, это было не равноценно Ленинграду, в нашей первой выпускной группе было всего двое молодых людей, и тех потом забрали в армию (у нас же не было военной кафедры). Мальчики были хорошие, сейчас один из них занимает очень высокое положение -Лёша Абдушаев. Девушки с первого выпуска тоже были замечательные. Могу назвать несколько фамилий моих дипломников - Галя Смирнова руководит пенсионным фондом в Батецком районе, Богатская, отличница наша круглая, долго работала в Новгороде, прошла путь от простого экономиста до ведущего руководителя, сейчас, правда, она уехала из города. Котова Наташа, тоже дошла до руководящих должностей. Оля Милехина, Михеева - эти девушки начинали с ревизоров, были экономистами-ревизорами, потом возглавили пенсионные фонды, налоговые отделы в районах. С этого выпуска, может быть, один-два человека остались в городе, остальные уехали работать на село. - Хотя Оля Милехина нам много "попортила" крови - тогда был обком партии, и нас с бывшим ректором института В.Т. Николаёнком часто вызывали из-за поведения. Она везде говорила: "я лучше на столбе повешусь, чем останусь работать в Трегубово". И в конце концов устроилась не в сельском хозяйстве, вышла замуж, живёт в Санкт-Петербурге. Остальные девочки все безропотно поехали, добросовестно работали, выдвинулись. Вот Танечка Петрова из Окуловки, тоже очень много перенесла всего, долгое время возглавляла аудиторскую фирму в Окуловском районе, сейчас я, к сожалению, её потеряла. Начинала с простого экономиста и так хорошо выросла! Особо мне хотелось бы ещё отметить студентку Осипову с заочного отделения, она у нас была самая добросовестная, у неё очень много было вариантов, её очень много фирм приглашали, она стала ведущим бухгалтером, её до сих пор многие приглашают в Новгород работать, но она непреклонна: "Где родился, там и пригодился". Она родилась в деревне, и в деревне до сих пор работает главным бухгалтером ООО "Русь", хотя по своему образованию, по своему развитию, по своей подготовленности, могла бы занимать ведущую должность в городе. Но не жалеет, она очень любит своё село. А сейчас на село, наверное, никто не хочет ехать: - К сожалению, никто не хочет. Изменилась ли нагрузка на преподавателей с тех пор? - Изменилась, в сторону увеличения. Нагрузка влияет на учебный процесс. Если раньше я могла каждого из своей группы объехать на практике не по одному разу, а по два-три: кого-то ободрить, кому-то что-то подсказать: Девушки некоторые даже не умели толком готовить, сталкивались с бытовыми проблемами, сталкивались с жилищными проблемами (представьте, бабушки брали на поселение и требовали, чтобы студентки сидели вечером дома, а они были молодые, им хотелось пойти в клуб). Руководитель практики был для них свет в окне: он их успокаивал, вел переговоры с этими бабушками. Сейчас мы ждём, когда студенты сами приедут с практики и отчитаются. И всё же, ещё очень многое зависит от руководителя практики. У нас сейчас достаточно фермеров, которые с удовольствием брали бы наших студентов, специалистов. И приглашают, есть такие примеры, когда семья фермеров берёт (могу привести в пример фермеров Сергеевых из совхоза "Ручьи") к себе практикантов. И трудоустраивают, и жилищную проблему решают, и помогают материально. То есть, когда кто-то заинтересован, этот вопрос тоже решается. Наталия Васильевна считает, что появилось в учебном процессе много положительного, например, компьютеры, другое дело, что их пока недостаточно, совсем недостаточно. Помогают ей выдерживать немалые нагрузки её увлечения: - Люблю классику во всём - и в литературе, и в музыке, и в искусстве. Люблю и хороший здоровый юмор. Хобби - компьютер и внуки. Когда есть свободное время, я либо в Интернете, либо с внуками. Некогда было марки собирать и этикетки. Несмотря на загруженность преподаванием, Наталия Васильевна с удовольствием занимается наукой. Тема её диссертации была посвящена оптимизации посевных площадей, структуры сельского хозяйства, рационов кормления - Орлова предложила сразу несколько моделей. - Мне это нравится. Это - вся моя жизнь. И я считаю, что любой преподаватель должен заниматься наукой, потому что он работает со студентами. Если он сам не будет заниматься наукой, как он сможет помочь студентам в написании и курсовых работ, и дипломных? Ведь студенты как пластилин, что в них заложишь, что им дашь, того и жди в ответ. Но и тут есть приобретения, есть и потери. - Мы раньше больше занимались научной работой ещё и потому, что были хоздоговорные темы. Получали за них совсем немного, но мы были заинтересованы, потому что, во-первых, мы отчитывались перед заказчиками, результаты внедрялись в практику, затем мы ездили на конференции с сообщениями о проделанном. А сейчас, в связи с финансовым положением, конференции, как правило, проходят внутри города, если в другом городе, то поехать не удаётся опять же из-за нехватки денег, приходится отсылать сообщения через Интернет, но это, конечно, не то, не заменит живого общения, дискуссий. На ваш взгляд, изменилось ли отношение к сельхозинституту, сельскому хозяйству в последнее время? - Не нравится, прежде всего, то, что много случайных людей приходит учиться. Тех, кто поступают не потому, что хотят учиться именно этой специальности, принести потом пользу сельскому хозяйству. Просто чувствуют, что им не поступить на факультет, где большой конкурс, очень часто родители подталкивают к такому неправильному выбору. Встречаются и такие студенты: они если и слушают, но не понимают, вернее, не хотят понимать. Для них сельские проблемы - чужие. Они изначально городские, родились в городе. Но то ли, чтоб от армии уйти, или чтобы родителей успокоить, поступают, хотя учатся совершенно без души. Смотришь на таких студентов и думаешь: опять наше сельское хозяйство будет в загоне, и опять мы будем покупать дорогую польскую картошку и все овощи, привезённые откуда-то на самолёте, хотя земли у нас много, технологии есть очень хорошие, и наши фермеры это доказывают: тот, кто не ленится, тот получает урожай. И эти овощи никак не уступают привезённым, а зачастую даже гораздо полезнее и вкуснее: Как изменить отношение молодых специалистов к селу?
- Даже не знаю. Пока у нас на селе такие условия, когда газа нет, за водой идти далеко, отопление дровяное - это сложно. И в основном ведь молодёжи в сельской местности нет, что самое страшное. Может быть, кто-то бы из выпускников и поехал, но с кем там свой досуг проводить? Может быть, помимо экзаменов в ходе собеседования выяснять, хочет человек работать потом на селе или нет? - Смысл в этом есть: Раньше мы такое тестирование проводили с Людмилой Максимовной Сорокой на специальности "Зооинженер". Она, например, спрашивала у приезжих, тогда много поступало ребят с Западной Украины, каких животных они больше любят? И когда кто-то называл зверей, увиденных в зоопарке, было понятно - эти люди очень далеки от специальности. Но они понимали, что там им не выучиться, а в Новгороде, на стадии когда филиал только стал институтом, о нём мало ещё знали, шансов было больше. И мы много выучили студентов, которые потом уехали в Молдавию, на Украину. Стали они там работать по специальности или нет, мы этого, к сожалению, не знаем. Пожелание своим давним коллегам и друзьям, которых я очень люблю, у меня одно: держаться. Здоровья им крепкого, в первую очередь. Особенно вспоминаются Валентин Титович Николаёнок и Анатолий Дмитриевич Шишов. Всегда с отрадой вспоминаем совместную работу и отдых. Мы всегда ездили помогать убирать овощи. Может быть, для кого-то это было нагрузкой, но не для нашей кафедры, факультета - мы всегда ездили с удовольствием. Во-первых, в непринуждённой обстановке общались со студентами, сотрудниками. После сбора урожая всегда костры разжигали, картошку пекли, как-то ближе друг друга узнавали. Пели песни, кто-то стихи читал, кто-то анекдоты рассказывал. У нас интересные КВНы были, концерты, вечера отдыха. Хотелось бы, чтобы только очень хорошие отзывы были о наших специалистах, чтобы не было разговоров в городе, вот идут учиться туда, потому что дешевле и т.п. Чтобы марку институт держал. |