Hе тот отец, кто родил |
С.Ёлкин, М.Карасёва, К.Юрий
|
За последние десятилетия наше общество сильно изменилось. Оно влияет на личность и семью не с лучшей стороны. Налицо издержки развития современного общества, противоречащие духовному началу: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Все чаще этот вопрос решается не в пользу ребенка. Студентки группы 6551 ИНПО вместе с научным руководителем доцентом Сергеем Михайловичем ЁЛКИНЫМ провели интересные исследования, актуальные в Год семьи. Сегодня мы познакомим с их выводами. |
Развод? Не проблема! Изменение моральных устоев общества привело в стране к очень высокому проценту распада семей. На разведенных уже не смотрят искоса. Многие молодые люди считают развод нормальным явлением. Как результат - в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина "незаконнорожденные дети". Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный чем-либо, не сможет в полной мере приносить благо другим. Исследователи также столкнулись с тем, что большинство родителей в наши дни педагогически некомпетентны. Им гораздо легче наказать ребенка, чем разобраться в причинах его плохого поведения. Результаты социологических опросов подростков показали не слишком высокую значимость для них семейных ценностей. Тем актуальнее становится проблема подготовки подростков к семейной жизни. По данным опроса считают себя подготовленными к семейной жизни 2,8% девушек и 5,1% юношей, а не подготовленными, соответственно, 71,5% и 69,2%. Более того, по ответам взрослых респондентов, имеющих детей в возрасте 14-17 лет, можно сделать вывод, что только 6,5% женщин уверены в том, что их дети готовы к будущей семейной жизни, и ни один мужчина не дал положительного ответа на поставленный вопрос. К истокам Что же можно сделать в таких условиях? Следует оглянуться назад и обратиться к народной мудрости. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях". Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах, но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство. Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: "не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил". Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание капризам, утверждает силу родительского примера. Личный пример (особенно родителей) - это самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: "если у тебя взрослый сын - води дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - води дружбу с мастерицей". Целью семейного воспитания была подготовка к будущей семейной жизни. Пословица гласит "Муж - всему голова". Мужчина пахал, сеял, заготавливал корма, рубил лес, ухаживал за скотом (при этом в большей степени это касается волов и лошадей), изготавливал орудия труда, ходил на охоту, рыбалку, а в смутные времена уходил защищать свой род и свою семью. Жена - это прежде всего хранительница домашнего очага. Она следила за хозяйством, готовила пищу, ухаживала за скотом, занималась огородом. Но не менее важна роль жены как матери. Но семейная жизнь - это не только выполнение своей отдельной роли. Она включает в себя также взаимоотношения между мужем и женой. Исследователи считают, что мужчины в общении с женами были больше ласковы, чем грубы. Недаром говорится, что "муж голова, а жена - душа" и "возлюби жену свою". Самая большая ценность в семье - согласие, в народе говорят: "не надобен и клад, коли в семье лад", "где в семье лад, там и ребят хорошо растят". Почтение к родителям считалось, по нравственным понятиям, ручательством здоровой и долгой жизни. О том, кто злословил родителей, говорилось: "Да склюют его вороны, да съедят его орлы!". Но не только семья участвует в воспитании, но и общество играет в этом огромную роль. На Руси издревле было особое понимание значения семьи. Неженатый мужчина вне зависимости от возраста не имел права голоса на общих собраниях. Считалось, что человек, не несущий ответственность за семью, не может принять взвешенное и разумное решение. Следует отметить, что даже детские игрушки отражали представления народа о разнице между мужчиной и женщиной. Игрушка-девочка, "лялька", была набита тряпочками и гнулась практически в любую сторону. В игрушку-мальчика вставляли что-нибудь твердое, например маленький брусочек. Феномен отцовства На фоне относительной изученности материнства отцовство остаётся "белым пятном". Помимо того, что в теоретическом плане данная проблема является недостаточно изученной, практические наработки ее тоже невелики. Главным, а порой единственным педагогом и в школе, и в семье является женщина. Это крайне негативно сказывается особенно на воспитании мальчиков, которые в результате такого воспитания приобретают феминные черты. Мать и отец по-разному влияют на ребенка. При этом психологи говорят о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность отцы начинают чувствовать к уже подросшим детям. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра - своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Что касается нормативного образа отца в традиционной педагогике, то ему приписываются несколько ролей: персонификатор власти, кормилец, высший дисциплинатор, пример для подражания, а иногда и непосредственный наставник детей, особенно сыновей, в общественно-трудовой и духовной деятельности. Как показывает анализ, соотношение этих ролей исторически изменчиво и зависит от особенностей того или иного общества. Тем не менее, опираясь на различные источники, можно выделить доминирующие стили. Особенности феномена отцовства в традиционной культуре таковы. Более высокая социальная зрелость отцов (разница в возрасте брачующихся с психологической точки зрения способствовала поддержанию авторитета отца и мужа, главы семьи). Патриархальность (традиционно в России семьи были большими и дружными. Детей рожали столько, сколько Бог пошлет. За обеденным столом собирались по 10-12 человек, и это было нормой. В таких условиях глава семьи был и кормильцем, и защитником. В семейных отношениях сохранялась простота и ясность: отец - добытчик, дети - помощники, мать - хранительница домашнего очага). Компетентность в хозяйственно-бытовом плане (с раннего возраста детей обоих полов готовили к будущей семейной жизни, обучали всему тому, что должны уметь хорошие муж и жена). Управленческие качества (отец обладал качествами хорошего управленца, так как являлся не только главой своей семьи, но и большаком - главой всего своего рода). Воспитание трудолюбия у мальчиков (в патриархальной крестьянской семье отец не ухаживает за детьми, но они (особенно мальчики) проводят много времени, работая с отцом и под его руководством). Нравственный регулятор для девочек (непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности). Меньше власти, больше обязанностей В новое время содержание отцовской роли изменилось. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать, уступил место "кормильцу". У него стало меньше власти и больше обязанностей. В городской среде традиционные ценности отцовства ослабевают. Как работает отец, дети не видят, а его внутрисемейные обязанности менее значимы, чем у матери. Изменились и механизмы принятия семейных решений. По мере того как "невидимый родитель" становится более доступным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную деятельность, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено наличие "пьедестала", где существует пространственная разобщенность труда и быта. Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - это олицетворение дисциплины и порядка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может мужчина проявлять любовь - к детям, к жене и к окружающим. Это побуждает некоторых ученых и публицистов говорить о "кризисе отцовства", который проявляется в росте безотцовщины, частом отсутствии отца в семье, незначительности и бедности отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогической некомпетентности отцов, их незаинтересованности и неспособности осуществлять воспитательные функции. *** В Древней Руси уже лет в пять детям поручали пасти гусей или приглядывать за младшими братьями и сестрами. Еще до замужества девушки учились ухаживать за детьми и вести хозяйство. Также девушки пряли, ткали, шили, вышивали приданое и свою одежду. А юноша до женитьбы уже выполнял всю взрослую работу. У молодежи того времени не возникало проблем, с которыми сталкиваются современные молодые люди. Современные мамы так стараются оградить своих чад от проблем взрослой жизни, что когда те, в свою очередь, вступают в брак, то не в состоянии даже подсчитать семейный бюджет. Многие девушки не умеют ни готовить, ни шить. Юноши большинство времени проводят за компьютером и привыкли к тому, что холодильник заполняется без их участия. В наши дни проблема подготовки к будущей семейной жизни становится все более актуальной. Выходом из сложившейся ситуации может быть обращение к истокам - народной педагогике. Однако несмотря на увеличение числа разводов, внебрачных сожительств и неполных семей и ослабление роли родителей в воспитании детей, граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи. За последние три десятилетия почти во всех странах выросло число людей, согласных с тем, что "для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец и мать". |