От значка к медали |
Людмила Симонова
|
От гостей Новгородского университета не раз приходилось слышать, что хотя НовГУ ещё нет и десяти лет, но он сумел создать свой "брэнд". В преддверии традиционного праздника НовГУ - Ярославова Дня (кстати, тоже ставшего неотъемлемой частью имиджа нашего университета) - мы решили рассказать, как возникли некоторые из наших символов, к которым мы успели привыкнуть, но ничего не знаем об их происхождении. Мы стали собирать информацию и с удивлением обнаружили, что во всех рассказах об университетской символике так или иначе возникает фраза: ":и тут появился Зеленин и предложил:". Кто такой Зеленин, знают все в университете: Валерий Николаевич - проректор НовГУ по международной деятельности и связям с общественностью, окончил в свое время факультет иностранных языков, но никак не ФАИС. Отчего же именно его имя связано с возникновением практически всей университетской символики? Истоки этого лежат не в глубокой древности, но всё-таки в прошлом. |
На церемонии открытия очередной художественной галереи к В.Н. Зеленину подошел Заслуженный художник России Александр Варенцов и пошутил: "Вот если бы ты сорок лет назад не был таким ленивым и носил бы дрова еще несколько лет, твои картины тоже висели б на выставках". Ах, если бы все дело было только в дровах! В 60-х годах удивительный художник Владимир Степанович Рябов вел занятия по живописи для молодых новгородцев, среди которых был и школьник Валера Зеленин. Занимались ребята в заброшенной церкви Никиты Мученика. Холодно там было всегда. Поэтому, прежде чем взять в руки кисть или карандаш, надо было принести из подвала несколько охапок дров и растопить печь. Валера добросовестно таскал дрова, но через пару лет трезво оценил свои способности: А многие его однокашники стали признанными мастерами живописи. На этом, казалось бы, и завершились его художественные поиски. Но так только казалось: - Когда же вам, Валерий Николаевич, пришлось обратиться к своим художественным способностям, знаниям основ композиции, графики, колористики, заложенным в школьнике Валере художником Рябовым? - Это было в далекой стране Нигерии, где я несколько лет возглавлял и координировал внешние связи на строительстве крупнейшего металлургического завода. Мне пришлось взять на себя еще и все вопросы, относящиеся к связям с общественностью, к рекламе и продвижению генерального подрядчика - советской организации Тяжпромэкспорт. Действительно, к завершению контракта вся Нигерия узнала о торговых марках и о значении для её национального экономического развития не только Тяжпромэкспорта, но и созданного вами совместного предприятия - в том числе и благодаря понятным африканцам формам "наглядной агитации". Но вернёмся на родину. - С чего вы начали в университете? Похоже, что это было в начале 90-х, когда, будучи уже проректором политехнического института, вы основали Российско-Американскую школу бизнеса? - Да, и моим первым опытом разработки образовательной символики стал логотип этой школы - "RASBA". Затем была другая совместная программа, которой я придумал название "RING"-Центр (сокращенно от "Rhode Island - Novgorod the Great") и логотип, в котором главную роль играла буква "G" со стрелкой, направленной в центр круга. - Что означала эта символика? - Вот что имелось в виду: помотавшись по кругу на второстепенных ролях, приходите в нашу международную программу переподготовки управленческих кадров - и благодаря полученным знаниям вы попадете в самый центр. Точно так же получилось в 1992 году, когда одновременно с разработкой концепции российско-норвежской образовательной программы была придумана и вся ее символика. Тогда, попав в составе высокопоставленной делегации в Осло, В.Н. Зеленин представил на рассмотрение норвежских властей готовый пакет предложений по совместной школе бизнеса, который и по сей день можно считать оригинальным и актуальным. Возможно, никакие достоинства проекта не убедили бы руководителей Министерства иностранных дел, что именно в него нужно вложить очень даже немалые средства, если бы они не увидели, что все в проекте просчитано и продумано до мелочей, вплоть до символов, девизов и будущих традиций. Так что еще до подписания официального договора норвежцы утвердили название проекта - "NORMAN" (NORwegian MANagement), и даже позволили, в виде исключения, использовать в его эмблеме изображение короны своего монарха. Основатель и бессменный руководитель программы, автор ее брэнда, комментирует сегодняшний день символики: - Она жива и действенна и сейчас. Но девиз школы - "Norwegian management brought home", который можно перевести либо как "Менеджмент по-норвежски как он есть", либо "Менеджмент по-норвежски с доставкой на дом" - сегодня, уже можно сказать, отстает от жизни: все идет к тому, что в следующей программе будет изучаться "Менеджмент по-европейски". Однако коллеги попросили меня ничего не менять, потому что готические буквы NORMAN с короной и заснеженными горами Телемарка над ними стали настолько известны, авторитет школы так высок, что никакая дополнительная реклама ей уже не нужна. Когда в Новгороде в 1993 году был основан университет, новый, более высокий статус новгородского вуза, с одной стороны, широко расширил возможности для творчества, с другой - вызвал необходимость в новых символах, которые бы в то же время подчеркивали наши древние корни. Ректорат рассмотрел 170 проектов эмблемы, представленных на конкурс, и остановил свой выбор на силуэте Святой Софии на фоне триколора. В.Н. Зеленину этот образ показался неубедительным, непрактичным и довольно неуклюжим. - :И я придумал для своей службы международных связей другую эмблему - славянские буквы НГУ, начертанные на золотистом берестяном листе. Когда же из Москвы уведомили, что аббревиатура НГУ уже занята Новосибирским университетом, пришлось изменить рисунок. Это только пошло ему на пользу. Я вписал между черными "Н" и "Г" белые "о" и "в", одну над другой, как это было принято у славян - и получилось подобие пламени свечи: свет образования, свеча Князя Ярослава на фоне древнейшего русского материала для письма. Очень скоро этот рисунок стал появляться не только на бланках и визитных карточках нашей службы по международной деятельности, но и на прочих университетских материалах. Забавно, конечно, но бересту выбили даже на жести у главного входа. В первую годовщину университета (как известно, приказ о создании НовГУ был подписан в день рождения его основателя и первого президента Владимира Васильевича Сороки) произошло и еще одно удивительное совпадение. Именно в этот день, 30 июня 1994 года, археологи нашли личную печать Ярослава Мудрого, которая тут же была продемонстрирована участникам праздника. Естественно, все с воодушевлением поддержали предложение академика В.Л. Янина ходатайствовать о присвоении Новгородскому университету имени великого князя-просветителя. Валентину Лаврентьевичу понравилась идея "берестяной" символики НовГУ, он также не возражал против использования печати в тех же целях. С того дня изображения бересты и печати - порознь и вместе - можно видеть на футболках и авторучках, папках и вымпелах, визитках и Почетных грамотах, значках и медалях, наклейках и пластиковых пакетах, в газетах, журналах, в интернете: И практически все эти вещи придумываются в кабинете проректора по международной деятельности и связям с общественностью, вместе с дизайнерами университета и города. - Сразу же после присвоения НовГУ имени Ярослава Мудрого вы, Валерий Николаевич, обратились к художнику Вадиму Боровых. Какую помощь вы от него ожидали? - Дело в том, что несмотря на существование целой галереи скульптурных изображений Великого Князя Новгородского, никто не знает, как он выглядел в действительности. После многочисленных споров из дерева был вырезан тот Ярослав, который теперь многократно воспроизведен на поздравительных адресах, наклейках, фирменных папках, афишах. Хочется верить, что наш покровитель был именно таким - и мудрым, и, несмотря на хромоту, величавым. Вскоре появилось желание иметь собственный университетский гимн. И опять демократический принцип открытого конкурса не сработал - ни один из представленных поэтических текстов, к сожалению, не учитывал особых требований, предъявляемых к гимну. Это было все что угодно - студенческие песни, многословные баллады, частушки, но только не гимн, который бы четко звучал, легко запоминался и в строгой лаконичной форме содержал высокий смысл. Здесь снова пригодились контакты В.Н. Зеленина: он попросил Григория Филиппова - доцента Гуманитарного института и поэта: - :взять за основу наш символ "свечу Ярослава" и пронести ее в трех куплетах из глубины веков через наше настоящее в будущее: что-то наподобие: И светла, и горяча, До сих пор горит свеча Ярослава Мудрого, Князя Новгородского. На следующий день Г.Филиппов очень профессионально написал те строки, что поются уже десять лет. "Свечой Ярослава" назван и университетский конкурс журналистов, который не первый год выявляет лучшие работы СМИ университета и Великого Новгорода, освещающие жизнь НовГУ. Хорошая идея тогдашнего редактора газеты "Новгородский университет" Татьяны Ивановны Васильевой потребовала достойного дизайнерского воплощения: нужен был фирменный традиционный приз для победителей - выразительный, говорящий сам за себя, не похожий на другие. Талантливая университетская художница Лариса Дымская на лету уловила суть предложений Валерия Николаевича: - Я думаю, это должен быть керамический подсвечник, и чтобы он имел форму вкладного креста, и чтобы в этом кресте были мотивы новгородской плетенки, да чтобы во все это была врезана печать Ярослава Мудрого: Как ни странно, но все эти "чтобы" слились воедино в работе Ларисы. И вот уже шесть лет её "Свеча Ярослава" - желанная награда для опытных и начинающих журналистов. - В 1995 году по инициативе Владимира Васильевича Сороки, - вспоминает В.Н. Зеленин, - было положено начало еще одна важной традиции: каждый год в Ярославов День присуждать степень Почетного доктора или Профессора НовГУ лицам, внесшим особо значимый вклад в развитие нашего университета. Было много споров о том, какими должны быть вручаемые регалии, как должна выглядеть почетная мантия. И вновь, в конце концов, победило мнение Зеленина: - У нашего университета все должно быть необычным и выдержанным в едином стиле. Вместо мантии, которую вручают в других вузах, я предложил вручать темно-синий шелковый шарф с вышитой печатью Ярослава Мудрого. А в дополнение к стандартному бумажному документу - диплом на трех языках, вытесненный на крупноформатном листе бересты и помещенный под стекло. Эти награды, прекрасно выполненные мастерицами ФАИС и Алексеем Гавриловым, уже были вручены 16 известным российским и зарубежным ученым, и все они с удовольствием отмечали их своеобразие и элегантность. Ну, а пару лет назад неугомонному проректору удалось воплотить в жизнь идею куда более "крупную" - дизайн конференц-зала, где он своими руками смонтировал центральное объемное панно. Конечно, ему очень приятно слышать возгласы впервые заходящих туда гостей: "Космический корабль!", "Сказка!", "Ну и НовГУ!". Заканчивается место, отведенное для этой статьи. Но есть еще символика, разработанная для Клуба Ротари (напомним, что В.Н. Зеленин - его соучредитель и почетный член), для ассоциации породненных городов Великий Новгород-Рочестер (много лет назад опять-таки Валерий Николаевич "открыл" для новгородцев этот американский город), для Второго Северного Исследовательского Форума, в числе организаторов которого был он же. И, конечно, для 10-летия НовГУ. Есть у проректора масса новых идей и планов - красочные рекламные буклеты, объемная вывеска на главном здании университета, роспись стены в стиле "граффити" на переходе из пятого в шестой корпус (где вы, студенты-художники?)... Уверена, это не всё. Есть ещё планы и идеи. И мы их, думаю, дождёмся! |