Философская мысль в лабиринтах повседневности | ||
Интервью записал Сергей Маленко.
Фото Сергея Маленко
| ||
Окончание. Начало в № 15 | ||
Некита А.Г.: Можно ли утверждать, что цивилизация - это мегаполизация бытия человека, и каковы особенности его современного образа жизни? Марков Б.В.: Город, вообще, - особая тема для философской антропологии: городской человек наглядно представляет не только все достижения цивилизации, но и её определённые утраты. Душевные качества, способность человека видеть и воспринимать мир во многом определяются особенностями городской среды. Всегда надо помнить о той цене, которую человек платит за современный комфорт и удобства. К примеру, терроризм является исключительно городским феноменом. Невозможно представить планирование и осуществление теракта в деревне, где все жители с детства знают как окружающую местность, так и друг друга, а любой посторонний человек сразу же обращает на себя всеобщее пристальное внимание. А в современном мегаполисе мы часто не знаем даже соседей по лестничной площадке! Н Некита А.Г.: Да, говоря о цене городской цивилизованности, в первую очередь, необходимо подчеркнуть мировоззренческие деформации жителей мегаполиса. Марков Б.В.: Согласен! Очень хорошо эта ситуация описана у позднего М.Хайдеггера, который предъявляет экзистенциальный счёт современной цивилизации: это бездомность и безродность, понимаемая, в первую очередь, как утрата Родины и детства. У обывателя может возникнуть резонный вопрос: "О какой бездомности и безродности идёт речь, если все мы где-то прописаны, и появились невиданные ранее возможности социальной коммуникации: скоростной транспорт, мобильная связь, Интернет и т.д.?". На самом деле, городская квартира не столько защищает, но, в первую очередь, отгораживает человека от других людей. Она перестаёт быть поколенческим вместилищем душевного тепла традиционной семьи, становясь пустым и холодным социальным пространством замкнутости. В то же время одним из опаснейших моментов современной глобализации является укрупнение геополитических единиц, интенсивное слияние и массовая смена традиционных исторических "Родин". Это, несомненно, ведёт к трагическому опустошению коллективных человеческих "домов". Традиционное содержательное общение между людьми подменяется массивом "актов социальной коммуникации", не затрагивающих чувства и не остающихся в памяти. Город как подлинный плавильный тигель национальностей был исторически и цивилизационно призван ликвидировать остроту этнических, экономических, языковых и культурных проблем. Сегодня ситуация немного иная: приезжающие в мегаполис люди отторгают его, открыто демонстрируя своё нежелание осваивать культуру города и страны, в которой они оказались. Современная городская инфраструктура вынуждена приспосабливаться к этой ситуации, что выражается в существовании относительно самодостаточных и враждующих между собой этнических кварталов. Некита А.Г.: Не пора ли, наконец, признать, что современный мегаполис и для человека, и для государства перестал быть вековым оплотом цивилизационного спокойствия. Марков Б.В.: Совершенно верно! Это и есть та расплата, о которой мы сегодня говорили. Крестьяне издавна бежали в города, чтобы освободиться непосредственно от господина и от рабства вообще, а молодые люди - от гнёта родителей. Так они попадали в плен городского одиночества и отдельных квартир - жажда контактов была очень велика, но никто в городе не хотел слышать Другого, расценивая это как покушение на свою свободу. Некита А.Г.: Вы неоднократно упоминали такую важную категорию философской антропологии, как Дом. В какой мере современный мегаполис является Домом Человека и Домом Бытия? Марков Б.В.: Этот очень сложный вопрос. Идеи Дома необычайно важны для жизни человека. Об этом часто говорил М.Хайдеггер. В нацистской Германии попытались реанимировать эту идею в образе Фатерланда как общего дома всех немцев. И упоминая об этих идеях, я подчеркиваю, что у человека чувство патриотизма должно базироваться на образах дома, крова, ощущении причастности к памяти своих предков. Всегда надо быть почвенником в хорошем смысле слова, хотя почвенничество в какой-то мере близко к фашизму. Чем более киселеобразной, аморфной будет наша жизнь, тем вероятнее будет приход фашизма. Подобная ситуация может возникнуть всякий раз, когда интеллигенция будет упиваться демократическими свободами, не замечая разрушения традиций. Антропологическое возрождение Дома, некоего местничества и землячества не будет опасно, поскольку вместе с этим мы с необходимостью придём к возврату традиционного гостеприимства и добрососедства, которыми так славилась наша земля. Некита А.Г.: Борис Васильевич, не могли бы Вы, в заключение нашей беседы, рассказать о своих впечатлениях от встреч с нашими студентами. Марков Б.В.: У меня самые тёплые впечатления о новгородских студентах. Только вера в то, что наши лекции, книги, научная работа способны хоть немного сделать их лучше, примиряет нас с жизнью и судьбой. Мы, как атланты, несём на себе этот тяжёлый груз. Когда мы видим, что востребованность в книгах среди молодого поколения сегодня падает, становится немного грустно. Все преподаватели традиционно ориентированы на интеллектуальные практики облагораживания человека в процессе его взросления. Поэтому меня огорчает возрастающая инфантильность молодёжи, отсутствие у неё стремления к накоплению жизненного опыта. С другой стороны, наши дети добрее, чем их западные сверстники. Я убеждён, что на фоне кризиса системы образования следует удержаться от крайностей: и от чрезмерной требовательности, и от полного воцарения партнёрских отношений со студентами. Задача преподавателей и родителей заключается в создании и усилении системы защиты молодого поколения от его последующего возможного растворения во взрослом мире, прежде всего через язык и культуру. Кроме этого, необходима мощная идеологическая и мифологическая подготовка молодёжи в качестве прививки против будущего социального зла. Так что новгородские студенты, в этом смысле, меня порадовали. Кроме того, что я человек преподающий, я ещё и пишущий человек, поэтому мне хотелось, чтобы результаты моей научной работы были доступны максимальному числу заинтересованных людей. То, что Вы, как инициаторы и единственные исполнители, уже сделали в рамках создания масштабной полнотекстовой гуманитарной библиотеки проекта "Берестяная грамота", на самом деле, гениальная находка. Поэтому, я очень надеюсь, что когда Вы сможете преодолеть неизбежный во всяком настоящем деле болезненный период роста, мы могли бы начать продуктивное и многостороннее сотрудничество с кафедрой философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета, у которой есть свой интернет-сайт и определённый опыт в создании электронной библиотеки философских текстов. Это дело очень перспективное, полезное и находится на острие современных научных инноваций и требований к образовательному процессу ХХI века. Те формы учебно-методической работы, которые Вы смело открываете у себя в НовГУ, на мой взгляд, являются очень актуальными и для провинции, и для солидных столичных ВУЗов. Очень хорошо, что Вы планируете сделать электронную библиотеку "Берестяной грамоты" некоммерческим проектом, поскольку в подлинном смысле слова Истина не принадлежит никому. Некита А.Г.: Большое Вам спасибо, Борис Васильевич, за интересное и содержательное интервью. Очень будем рады видеть Вас вновь на философском факультете НовГУ и у нас, в философской гостиной "Берестяной грамоты". Научная работа над материалами к интервью осуществлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект "Проблема индивидуального и социального измерения феноменологии архетипа", грант № 03-03-00348а). |