Вступая в пору зрелости... | ||
А.М. Щетинина, к.п.н., доцент кафедры психологии
| ||
30 лет - много это или мало? С точки зрения "паспортного" возраста - всего лишь 30, начало зрелости. | ||
Но если взглянуть на путь развития кафедры за эти годы, на качественные изменения в ее деятельности, то это много. Процесс развития кафедры условно делится на несколько этапов. I этап - становление сущностного Я кафедры, 1977-1984 гг. Созревание кафедры происходило внутри кафедры педагогики и психологии Новгородского пединститута. Рождение кафедры состоялось в октябре 1977 года. Ее "отцом" был кандидат психологических наук, доцент К.И. Корегин. Рядом стояли опытные преподаватели и исследователи: ученый с мировым именем профессор А.А. Люблинская и доцент З.П. Басманова. Они были наставниками А.М. Щетининой и Л.Ф. Кожевниковой. Примечательно, что, едва родившись, кафедра психологии дала жизнь факультету начальных классов НГПИ (сегодня ФПОИТ). Кафедра основные усилия направляет на совершенствование преподавания психологии, обновляя и создавая рабочие программы с учетом специфики факультетов. Проводит большую исследовательскую работу со студентами. Начинает выполнение курсовых и дипломных работ по психологии. Организует деятельность научных кружков. На особом месте - работа психологической секции в рамках педагогического клуба "Мы - сухомлинцы", которой долгие годы руководит З.П. Басманова. Лучшие ее ученики работали и работают в вузе: Г.А. Ключникова, Л.И. Сидоренкова, М.Б. Калашникова, Н.Л. Базинов (кафедра психологии), М.Е. Жукова (кафедра психологии, затем - истории), С.Н. Горычева (кафедра педагогики). Большое внимание кафедра уделяла профориентации в "Школе молодого учителя", организации просветительской, консультационной и исследовательской деятельности в школах города и области - преподаватели были лекторами общества "Знание". В рамках Педагогического общества создавались творческие секции учителей и воспитателей, четырьмя из них руководили сотрудники кафедры. Это было время широких научных контактов с вузами других городов, активного участия преподавателей и студентов во Всесоюзных, межвузовских и областных конференциях, конкурсах, олимпиадах. II этап - рост научного потенциала и обретение личностной силы кафедры (1984-1994 гг.). А.М. Щетинина, Л.И. Сидоренкова, М.Б. Калашникова, Т.В. Архиреева защищают кандидатские диссертации, кафедру пополняют дипломированные специалисты Т.Б. Беляева, И.А. Переверзева, Т.Н. Страбахина, Н.А. Кондратова. Кафедрой руководит сначала Г.А. Ключникова, затем Л.И. Сидоренкова. Активизируется научно-исследовательская деятельность преподавателей, участие в конференциях разного уровня. Идет поиск активных форм и методов обучения студентов. Публикуются методические рекомендации, учебно-методические пособия и научные статьи, организуется участие преподавателей в семинарах, тренингах и стажировках в ведущих вузах страны (ФПК, УПК). Многие преподаватели кафедры активно включаются в руководство опытно-экспериментальной работой коллективов школ и детских садов. С 1991 года кафедра активно включается в международный проект по разработке основ билингвального обучения совместно с университетом Билефельда, Германия. III этап - самоутверждение и расширение сферы деятельности кафедры, 1994-2003 гг. Под руководством доктора психологических наук, профессора В.И. Тютюнника начинаются качественные изменения: кафедра лицензирует специальности "Психология", "Специальная психология" и "Дошкольная педагогика и психология" (очная и заочная формы обучения). На кафедру пришли Н.А. Сырникова, Т.Б. Моркина, молодые специалисты С.А. Серегина, Н.В. Матвеева, И.В. Моторина и другие. Усилиями В.И. Тютюнника при кафедре открывается аспирантура и организуется региональное отделение Российского психологического общества, что обогащает сферу научного и профессионального общения членов кафедры. Продолжается сотрудничество с образовательными учреждениями, расширяются международные контакты. IV этап - качественные преобразования и определение перспектив, 2003-2007 гг. Во главе кафедры становится доктор психологических наук, профессор М.Б. Калашникова. Осуществляется переход на двухуровневую подготовку "бакалавриат - магистратура", в 2008 году состоится первый выпуск бакалавров психологии, кафедра готова к реализации магистерской программы по педагогической психологии. Ведется большая работа по совершенствованию рабочих образовательных программ (а их около 100!). Кафедра организует семинары и тренинги с приглашением ведущих преподавателей из вузов и психологических центров РФ, активизирует работу в международных проектах, издает учебно-методические пособия, электронные версии учебников по психологии. На компьютерных сайтах факультета и университета размещает основные рабочие программы, диагностические материалы, тексты работ ученых. Их записывают и на диски, что оптимизирует учебную деятельность студентов. Большую помощь в этом оказывают зав. кабинетом кафедры психологии И.Ю. Федорова, инженеры-программисты Н.А. Панова и А.А. Мартыненко, ведущий документовед А.В. Иванова и зав. кабинетом кафедры психологии по заочному отделению Т.А. Королева. Ведущая научная тема кафедры - "Семья как система". В ее рамках разрабатываются вопросы материнства и отцовства, особенности семьи аномального ребенка. По проблеме "Научные основы психологизации образовательной среды" совместно с кафедрой педагогики и РЦРО в ноябре успешно прошла международная научно-практическая конференция. Существенно расширилось взаимодействие кафедры с общественными организациями "Женский парламент" (О.А. Чувакова), "Колокол" (Т.Н. Страбахина), "Кризисный центр" (Н.А. Кондратова), Обществом инвалидов, центром "Подросток" и др. Заведующая кафедрой М.Б. Калашникова проводит мудрую кадровую политику, заботясь о молодой смене: здесь много молодых преподавателей, двое из них защитили кандидатские диссертации (С.А. Купцова и А.А. Моисеева), четверо учатся в аспирантуре. Молодые преподаватели внесли свой вклад в реализацию демографической программы Президента России: в семьях членов кафедры появилось 5 малышей! Преподаватели Г.А. Ключникова, Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова, А.М. Щетинина и М.Б. Калашникова имеют правительственные награды. Наша кафедра - большой живой организм: 25 человек! Нам есть чем гордиться, мы уверенно движемся по пути качественных преобразований! Порадуйтесь вместе с нами нашим достижениям, дорогие читатели, пожелайте нам успехов и удач! |