Киберпространство. От сайта к порталу | ||
Текст подготовлен на основе учебного пособия "Технологии построения Интернет-порталов" / под ред. Н.В. Курмышева. В.Новгород, 2007.
| ||
Портал - термин, широко используемый в Интернете. Портал представляет собой сообщество сайтов/информационных ресурсов, а также совокупность услуг, доступ к которым может быть осуществлен через единую точку входа. Обособление портала от прочих ресурсов может достигаться с помощью единого бренда, иногда с помощью единой системы навигации. На самом деле термин "портал" достаточно условен, изначальное значение этого слова - "точка входа". Портал - это в какой-то степени идеология построения информационных систем, которая подразумевает интеграцию разнородных данных и приложений на базе Интернет-технологий. | ||
В чем заключается выгода от внедрения портальной архитектуры в информационную систему предприятия? Сегодня многие, как правило, крупные предприятия кроме "внешнего" Интернет-сайта создают "внутренний" сайт предприятия, информация на котором доступна либо только из локальной сети предприятия, либо после ввода логина и пароля, которые есть только у сотрудников предприятия. Если внешний сайт во многих случаях создается как дань моде и с единственной целью - дать самую общую информацию о предприятии и его деятельности, то при создании внутреннего сайта преследуются уже совершенно другие цели. Портал - для сотрудников В коммерческой деятельности любое действие должно быть экономически оправдано. Наши предприятия "доросли" до осознания того, что самым ценным ресурсом являются сотрудники и их время. Именно сохранение, развитие и экономия этого ресурса и являются основной целью при построении современного корпоративного портала предприятия. Любой современный веб-сайт представляет собой комплекс программного обеспечения, как правило, весьма сложного, выполняющего множество разнообразных функций, пользовательский интерфейс которого построен таким образом, чтобы работа с ним производилась в стандартном браузере (например, Internet Explorer). Соответственно, в определении функций этого программного комплекса и состоит процесс проектирования. Как и при разработке любого программного обеспечения, он начинается с определения целей и задач, которые преследуются при создании портала. Если при разработке внешнего сайта предприятия часто (и, надо сказать, несправедливо) пренебрегают этим этапом, то при создании корпоративного портала он становится просто необходимым. Проблема заключается в том, что большинство руководителей и топ-менеджеров предприятий-заказчиков самоустраняются от этого этапа под предлогом "недостаточного владения технологией создания сайтов". В результате дело препоручается техническому персоналу. На самом деле определение целей не имеет никакого отношения к технологии. Цель, стоящая перед сайтом, - это бизнес-цель, желаемый результат, достижение которого поможет, в конечном итоге, получить больше денег меньшими усилиями. От того, насколько эта цель будет соответствовать общим целям предприятия, напрямую зависит эффект, который будет получен в результате. В вузе, где создано большое количество разнородных информационных систем, может быть следующая цель - интеграция существующих систем для сокращения и унификации рабочих мест. Естественно, на каждом предприятии эти цели будут своими. Знания технологий здесь ни при чем. Важно знать, что решение таких задач возможно. Знание технологии требуется на следующем этапе - разработке проекта системы. В этом процессе необходимо тесное сотрудничество между сотрудниками предприятия-заказчика и квалифицированным консультантом. Собственно при внедрении информационной системы возможны две стратегии. Первая - детальная проработка проекта. В этом случае консультантом проводится детальное исследование информационной структуры предприятия, процесса информационного обмена, определяет и обобщает все требования к системе. Вторая стратегия - поэтапное внедрение. В этом случае подбирается базовая система, наиболее полно отвечающая поставленным задачам и целям. После этого выделяется одна (или несколько) основных задач, которые ставятся перед системой и решаются как независимый этап. После запуска такого частного решения определяются следующие задачи, которые решаются в рамках выбранной технологии. Выбор той или иной стратегии внедрения зависит как от задач, так и от специфики предприятия, на котором производится внедрение. Что должен уметь портал Существует масса корпоративных порталов, которые полностью или частично закрыты от внешнего просмотра. Это, например, портал сотрудников фирмы IBM (http://www.ibm.com/), портал Центрального Банка РФ (http://www.cbr.ru/), портал компании Лукойл (http://www. lukoil.ru/). Из общедоступных порталов следует отметить крупнейшие - Google (http://www.google.com/), MSN (http://www.msn.com/), Yahoo! (http://www.yahoo.com/). Из крупных российских образовательных порталов нельзя не отметить Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/) Порталами обзаводятся и государственные органы власти, например, портал Федеральной службы Государственной статистики (http://www.gks.ru/), Министерство образования и науки РФ (http://mon.gov.ru/) и др. Некоторые зарубежные страны достигли еще более высокого уровня доступности правительства, например, портал правительства штата Луизиана, США (http://www.louisiana.gov/). Приведенные выше примеры порталов решают совершенно разные задачи сходными методами, в том числе интеграция различных ресурсов, обеспечение единой точки доступа, поддержка различных уровней доступа. Портал должен уметь: - хранить и классифицировать разнородную информацию; - собирать информацию из различных источников; - поддерживать совместную работу и обеспечивать взаимодействие людей; - производить релевантный полнотекстовый поиск; - осуществлять персонифицированную доставку информации конечным пользователям. Портал (технологически) - это сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок. Функционирует как интеллектуальный инструмент выбора источников содержания и объединения их для представления конечному пользователю посредством простого для навигации и настройки интерфейса. Порталы обычно предлагают такие услуги, как поиск в сети, новости, комплект инструментальных средств, включая микропрограммные средства платформы, а также интеграцию и контекстные инструментальные средства управления, в том числе доступ к интерактивным электронным магазинам, к различным средствам связи, включая электронную почту и средства совместной работы. Портал (содержательно) - это информационный узел, совокупность тематических сайтов, объединенных поисковой системой, основная функция которого состоит в обеспечении подключения клиентов - посетителей портала к релевантным (соответствующим) источникам информации. Порталы обычно позиционируют как отправные точки для пользователей, ориентированных на определенную тематическую область. Что делает портал порталом? Наиболее критичной характеристикой портала является персонификация для конкретного пользователя. Независимо от того, предназначено клиентское место портала для индивидуального пользователя или для сообщества, портал должен настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого из них индивидуально. Эта настройка может быть основана на отслеживании индивидуальных привычек пользователя, области его интереса или просто на той роли, которую пользователь выполняет в сообществе. Вторая по значимости характеристика портала - это способность организации клиентского места (пользовательской рабочей среды, десктопа) с целью устранения информационной перегрузки. Пользователи хотят иметь доступ к важным приложениям, контактам и другой информации в консолидированном виде, а организации хотят обеспечить простые средства проектирования дизайна корпоративного рабочего клиентского места в виде, который наилучшим образом организует информацию для сотрудников. Чтобы подчеркнуть принцип консолидации информации и приложений, далее мы будем использовать термин "контент" для обозначения как информации, так и приложений, к которым обеспечен доступ через портал. Распределение ресурсов обеспечивает разделение некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей. Например, к некоторым уровням могут иметь доступ только администраторы. Порталы должны иметь уровень сервиса, обеспечивающий идентификацию пользователя, который выполняет такие действия, как аутентификация, единая регистрация на сервере, создание карты прав доступа. Пользователи хотят иметь высокий уровень безопасности с минимальными накладными расходами и неудобствами, и распределение ресурсов обеспечивает то, что служебные механизмы находятся вне поля зрения конечного пользователя. Отслеживание выполнения работ, как уже упоминалось выше, играет важную роль при определении персонификации портала, которая не только устанавливается в начале его использования конкретным человеком, но должна нарастать по мере того, как в процессе использования накапливается информация об интересах и склонностях определенного пользователя, даже если они меняются со временем. Поскольку пользователям необходимо предоставить максимальный контроль над тем, что будет отслеживаться, то не должно быть опасений в плане контроля за частной информацией. Способность портала обеспечить доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников данных также является критичным фактором. Эти источники включают реляционные базы данных, многомерные базы данных, системы управления документами, системы электронной почты, веб-серверы, новостные каналы и различные файловые системы или серверы (на которых, к примеру, хранится аудио-, видеоинформация или образы). Важно, чтобы пользователи могли видеть, например, сообщения электронной почты рядом со списком новостей, списком экспертов и аналогичной информацией, и все это в контексте определенного, единого приложения. Наконец, портал должен предоставлять максимально простые способы обнаружения людей и информации, в которой они нуждаются. Это должны быть гораздо более прогрессивные механизмы, чем те, к которым привыкли рядовые пользователи веб. Эти механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой. Таким образом, если вы разрабатываете приложение, реализующее портал, то вы должны заложить в него всю описанную выше функциональность. Результатом будет базовая архитектура и дизайн портала, которые будут ориентированы на разные целевые аудитории и применимы для работы с контентом самого разного типа. Например, это могут быть порталы, предназначенные для отдельных пользователей, - персональные информационные порталы, это могут быть порталы для рабочих групп - порталы для совместной работы, или это могут быть порталы, ориентированные на разнообразную аудиторию, такие, как коммерческие Интернет-порталы. |