Юбилей памятника |
Записала Ольга Полякова
|
27 мая в нашем городе в рамках Праздника славянской письменности и культуры Екатерина Владимировна Крушельницкая, зав. сектором древнерусских фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, прочла лекцию об Остромировом Евангелии. В мае мы отмечаем юбилей этого замечательного памятника древнерусской письменности, созданного на Новгородской земле. |
- Остромирово Евангелие было написано по заказу новгородского посадника Остромира, который был приближенным киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Высокий уровень мастерства, с которым писец дьякон Григорий выполнил заказ, указывает на высокий статус этого произведения. Нам известны точные даты создания памятника: автор сообщает в приписке на последнем листе книги, что трудился над ней с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. Даты эти не случайны. 21 октября - день памяти преподобного Иллариона Великого. Для наших предков - это аллюзия на имя митрополита Киевского Иллариона, замечательного русского религиозного деятеля, автора "Слова о законе и благодати". Дата окончания работы над рукописью также вводит памятник в глубокий исторический контекст. Она возвращает нас к 4-му веку, когда христианство стало государственной религией. В 330 г. император Константин Великий освятил новую столицу своей империи - Константинополь как оплот христианства в противовес языческому Риму. О значимости этой даты говорит то, что древние христианские храмы освящались по преимуществу именно в мае. Ставя дату на последнюю страницу рукописи, дьякон Георгий указывает, что это памятник государственного значения, имеющий четко продуманную идеологическую программу. Остромирово Евангелие написано на прекрасно выработанном и дорогом белом пергамене из телячьей кожи. Технология его изготовления чрезвычайно сложна: кожу соскабливают с двух сторон, пока она не станет "просвечивать", пропитывают известью, разглаживают, устраняют возможные дефекты (следы от укусов животных и пр.). Для создания рукописи использовались особые, очень стойкие чернила, совсем не похожие на современные аналоги. Они изготавливались по сложным рецептам с применением шишек, железа и варились в русской печи. Железо как составной элемент "сцепляло" все компоненты, поэтому древнерусские чернила имеют бурую окраску и сохраняют свой цвет веками. Для написания использовались особым образом заточенные гусиные перья. Кстати, много веков спустя школьный учитель Джордж Паркер изобрел металлическое перо и, сам того не зная, "заточил" его по-древнерусскому образцу. Остромирово Евангелие выполнено торжественным типом письма "устав" - каждый элемент буквы пишется с отрывом, что делает процесс написания трудоемким. За один день дьякон Григорий выполнял не более 2-х листов. Автор - не только каллиграф, но и талантливый художник: рукопись украшена тремя большими изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка, красивыми заставками в начале текста и отдельных главах, затейливо орнаментированными заглавными буквами. Исследователи отмечают оригинальность инициалов Остромирова Евангелия, в которых сложный геометрический орнамент переплетается с изображениями фантастических зверей и птиц. История драгоценной рукописи полна тайн и загадок. По записи на первом листе мы можем судить, что драгоценная рукопись была вкладом Остромира в библиотеку новгородского собора Святой Софии. Учитывая прекрасную сохранность рукописи, можно предположить, что она использовалась в богослужебных целях лишь в первое недолгое время, а затем, как имеющая великую ценность, хранилась в ризнице (на лситах книги нет следов капель воска). На несколько веков рукопись пропадает из поля зрения исследователей: дальнейшая судьба памятника документально прослеживается лишь с 1701 года (Остромирово Евангелие упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля). Как Евангелие попало в Москву, было ли оно вывезено из Новгорода Иваном Грозным или при других обстоятельствах, остается пока не известным. В 1720 году по указу Петра I Остромирово Евангелие отослано из Москвы в Санкт-Петербург. След опять теряется, и только в 1805 году рукопись случайно обнаруживают среди вещей Екатерины II. Императрица хранила ценнейший памятник в гардеробной, среди шуб. Найденную рукопись император Александр I распорядился передать в рукописное отделение Публичной библиотеки, где она хранится по сей день. |