Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Проблемы перестройки

Анна Багаури

С вхождением нашей страны в Болонский процесс происходит постепенная перестройка нашего образования по западному образцу, и как следствие - введение бакалавриата и магистратуры. О своем отношении к данному процессу рассказывает декан исторического факультета Геннадий Александрович Игнатьев:


- Что скрывать, но мое отношение к бакалавриату и магистратуре отрицательное. Удивляет в нашей системе такое бездумное и слепое копирование западной модели образования без учета социально-экономической ситуации в стране, которое ни к чему хорошему не приведет. На Западе довольно высокий уровень жизни, и люди могут позволить себе, имея достаток, имея гарантированные рабочие места, получить просто для общего развития какие-то зачаточные знания по любому их интересующему предмету. У нас же в стране совершенно другая социально-экономическая формация. Самое главное для наших граждан сегодня - получить специальность и работу. Человек, прежде всего, должен быть специалистом.

Я был против введения бакалавриата. У нас в два раза сократилось количество учебных часов на базовые дисциплины за счет уменьшения сроков обучения и введения дополнительных дисциплин. Последние госэкзамены, будем честно говорить, показали резкое падение уровня подготовки по истории. Бакалавриат должен иметь еще и соответствующую материальную базу, чтобы студенты могли пополнять свои знания, имея учебники, учебные пособия. И я считаю, что бакалавриат сегодня - явление преждевременное.

Что касается магистратуры, то это штучное производство. Магистратуру по дисциплине "Древний мир" откроем, если пройдем еще одну инстанцию. С введением магистратуры планируем в дальнейшем открытие по таким направлениям, как "Отечественная история", "Новая и новейшая история". Сегодня нам это необходимо, прежде всего, чтобы сохранить кадры и учебные часы. С введением бакалавриата нагрузка у преподавателей резко упала, поэтому магистратура является своего рода спасением. Вообще, сегодня надо перестраивать весь учебный процесс, в плане ориентирования на заказчика. У нас такая возможность есть - это подготовка музейных работников, искусствоведов. Как правило, обучение в других вузах по этим специальностям ведется на платной основе, что является хорошим стимулом и дополнительными средствами как для преподавателей, так и для факультета в целом.

Время идет такое, что жизнь нас просто заставляет активно зарабатывать деньги.